Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 328-ФЗ "О внесении изменения в статью 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" Уточнено, какие граждане не считаются занятыми. Вносится изменение в одну из норм Закона о занятости населения. Дело в том, что ее признали неконституционной
в той мере, в какой она препятствует признанию безработными учредителей (участников) некоммерческой организации - ТСЖ. Согласно поправкам занятыми не считаются учредители (участники) некоммерческих организаций, чья организационно-правовая форма не предполагает права данных лиц получать доход от деятельности таких юрлиц. Это в т. ч. члены ТСЖ, а также жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных и иных специализированных потребительских кооперативов,
создаваемых для удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности. Прежде занятыми не признавались учредители (участники) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юрлиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.
Федеральный
закон от 30 декабря 2012 г. N 325-ФЗ "О внесении изменения в статью 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" Расширен перечень социально ориентированных НКО, которым может оказываться господдержка. Органы власти и местного самоуправления могут оказывать поддержку социально ориентированным НКО. Помощь предоставляется тем организациям, которые осуществляют определенные виды деятельности (в
соответствии с учредительными документами). Пополнен перечень таких видов деятельности. К ним отнесены формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, а также развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языка и традиций народов России.
Федеральный закон от 30 декабря 2012
г. N 322-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О беженцах" Ходатайство о признании беженцем и заявление о предоставлении временного убежища нельзя подавать в электронном виде. Запрещается подавать в форме электронного документа ходатайство о признании беженцем и заявление о предоставлении временного убежища. Это связано с тем, что их подача и рассмотрение подразумевают личное участие обратившегося лица. Также
запрещается выдавать в форме электронного документа удостоверение беженца, проездной документ для выезда за пределы России, свидетельства о рассмотрении ходатайства и о предоставлении временного убежища. Дело в том, что данные документы удостоверяют личность и оформляются на бланках с полиграфической защитой от подделки.
Федеральный
закон от 30 декабря 2012 г. N 321-ФЗ "О внесении изменения в статью 26 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" Лица, нарушившие сроки пребывания в нашей стране, смогут посетить Россию только через 3 года. Иностранцам и апатридам, нарушившим сроки пребывания в нашей стране, запрещен въезд в Россию в течение 3 лет со дня убытия из нее. Это касается лиц, не покинувшим Россию в
течение 30 суток после окончания разрешенного срока их временного пребывания. Запрет не распространяется на тех, кто задержался в России по болезни, требующей экстренного лечения, в связи со смертью близкого родственника, проживающего в нашей стране, или из-за чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
Федеральный закон от 30
декабря 2012 г. N 320-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" Иностранцам, временно проживающим в России, не требуется разрешение на работу. Согласно поправкам разрешение на временное проживание может оформляться в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранца и признаваемом нашей страной. Альтернатива этому - отдельный документ, форма которого
утверждается ФМС России. Предусмотрено, что заявление о продлении вида на жительство подается в территориальный орган Службы не позднее чем за 2 месяца до истечения срока действия этого документа. Обратиться можно в т. ч. в электронной форме. Временно проживающие в нашей стране иностранцы освобождаются от необходимости получать разрешение на работу. Соответственно, более не требуются разрешения на их привлечение и использование. Документы, необходимые для работы иностранных высококвалифицированных
специалистов, разрешается подавать в электронном виде через информационно-телекоммуникационные сети общего пользования, в т. ч. Интернет. В частности, можно воспользоваться единым порталом государственных и муниципальных услуг. Однако, пока данные документы рассматриваются в уполномоченном органе, заявитель должен предъявить их также на бумажном носителе. Запрещается выдавать в электронном виде разрешения на привлечение и использование иностранцев, на их
работу. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 319-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" Несовершеннолетние правонарушители могут переписываться
с общественными наблюдательными комиссиями, не боясь цензуры. Поправки касаются общественного контроля за обеспечением прав несовершеннолетних, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа и центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД. В перечень органов и должностных лиц, с которыми указанные несовершеннолетние могут переписываться без цензуры, включены общественные наблюдательные
комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установлен срок отправки корреспонденции, адресованной таким органам и лицам, - не позднее 1 суток (за исключением выходных и праздничных дней). Регламентирован порядок проведения членами общественной наблюдательной комиссии бесед с несовершеннолетними по вопросам обеспечения их прав в спецучреждении. Они осуществляются в условиях, позволяющих представителю администрации учреждения видеть беседующих, но не слышать их. Федеральный закон вступает в силу через 30 дней после его официального опубликования.
Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Подключение объекта капстроительства к инженерно-техническим сетям: увеличен срок действия техусловий. Скорректирован перечень лиц, которым бесплатно предоставляются техусловия, предусматривающие сроки подключения (технологического присоединения) объектов капстроительства к сетям инженерно-технического обеспечения и их максимальную нагрузку. Помимо органов местного самоуправления и правообладателей земельных участков, такие сведения направляются федеральным и региональным органам
исполнительной власти (по запросу). Кроме того, им также предоставляется информация о плате за подключение (технологическое присоединение) к соответствующим сетям и сроке действия техусловий. Сроки действия техусловий и внесения платы за подключение (технологическое присоединение) устанавливаются не менее чем на 3 года (вместо 2-х). При комплексном освоении земли для жилищного строительства - не менее чем на 5 лет (по общему правилу). В течение 1 года (при
комплексном освоении для жилищного строительства в течение 3 лет) с момента предоставления техусловий и информации о плате за подключение правообладатель участка должен определить необходимую ему нагрузку (в пределах полученных техусловий). Если он этого не сделает и не подаст заявку на подключение, то обязательства организации, предоставившей техусловия, прекращаются. Соответствующие поправки внесены и в другие акты. Среди них - ЗК РФ, КоАП РФ, законы, посвященные госрегистрации прав на недвижимость, размещению
заказов для государственных и муниципальных нужд, защите конкуренции, основам регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, содействию развитию жилищного строительства, тепло- и водоснабжению. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в статью 322 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" За пресечение границы лицам, въезд которым запрещен, грозит до 4 лет лишения свободы. Ужесточена ответственность за пресечение госграницы
лицами, въезд в Россию которым заведомо запрещен. Так, им грозит штраф в размере до 300 тыс. руб., принудительные работы или лишение свободы до 4 лет. В то же время иностранцам и апатридам, пересекающим границу без действительных документов на право въезда (выезда) в нашу страну, могут назначить следующее наказание. Это штраф в размере до 200 тыс. руб., либо принудительные работ до 2 лет, либо лишение свободы на тот же срок. Кроме того, незаконное пресечение
границы, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также с применением насилия или с угрозой его применения, наказывается лишением свободы до 6 лет.
Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 311-ФЗ "О внесении изменения в статью 135 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" Если уголовное дело прекращено вышестоящей инстанцией, реабилитированный может обратиться за возмещением вреда также в суд по месту жительства. Реабилитированный вправе обратиться в суд с требованием о возмещении вреда, причиненного ему уголовным преследованием. Ранее в случаях, когда уголовное дело прекращено или приговор изменен вышестоящим судом, требование можно было направлять только в суд, постановивший приговор. Но это положение
было признано неконституционным в той мере, в какой оно не позволяет реабилитированному обратиться с соответствующим требованием в суд по месту жительства. В связи с этим закрепляется, что в случаях, когда уголовное дело прекращено или приговор изменен вышестоящим судом, требование также можно направить в суд по месту жительства реабилитированного.
Федеральный
закон от 30 декабря 2012 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" Заключение под стражу: положения УПК РФ приведены в соответствие с УК РФ. Зимой 2011 г. к категории преступлений небольшой тяжести были отнесены умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание в виде лишения свободы не превышает 3 лет (а не 2,
как было ранее). В связи с этим внесены поправки в УПК РФ. Они касаются такой меры пресечения, как заключение под стражу. Установлено, что заключение под стражу может применяться при совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше не 2, а 3 лет. Кроме того, в исключительных случаях эту меру пресечения можно избирать в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое установлено наказание в виде лишения свободы на срок
до 3 лет (а не 2, как было ранее).
Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 308-ФЗ "О внесении изменений в статью 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" Усиливается уголовная ответственность за организацию незаконной миграции. Согласно поправкам
за организацию незаконного въезда в Россию иностранцев и апатридов, их незаконного пребывания или транзитного проезда грозит следующее. Штраф до 300 тыс. руб. (прежде - до 200 тыс. руб.) или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев. Либо обязательные (до 420, а не до 360 ч), либо исправительные (до 2 лет, а не до 1 года), либо принудительные работы (до 3, а не до 2 лет) с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового. Либо лишение свободы на срок до 5 лет (прежде - до
2 лет) с ограничением свободы до 2 лет (ранее - до 1 года) или без такового. С 5 до 7 лет увеличивается максимальный срок лишения свободы, назначаемый за те же деяния, осуществленные организованной группой, а также в целях совершения преступления в России.
Федеральный закон от 30 декабря 2012
г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" Скорректирован порядок направления обращений осужденными. Уточнен порядок направления осужденными предложений, заявлений, жалоб и ходатайств. Предусмотрено, что они могут быть поданы в соответствии с Законом о порядке рассмотрения обращений граждан России, но с учетом требований УИК РФ. При этом обращения осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению
свободы или смертной казни могут быть изложены в устной и письменной формах. По просьбе осужденных администрация исправительного учреждения уведомляет их о передаче операторам связи писем, почтовых карточек и телеграмм для их доставки по принадлежности. Установлен срок, в течение которого администрация исправительного учреждения осуществляет цензуру почтовой корреспонденции осужденных. Он составляет не более 3 рабочих дней, а если письма, почтовые карточки
и телеграммы написаны на иностранном языке - не более 7. Порядок переписки между осужденными и осуществления денежных переводов лицам, не являющимся их близкими родственниками, закрепляется в Правилах внутреннего распорядка исправительного учреждения. Остальные поправки носят несущественный (уточняющий) характер.
Федеральный
закон от 30 декабря 2012 г. N 303-ФЗ "О внесении изменений в статьи 25 и 25.6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" Работники крупных иностранных компаний, осуществляющих инвестиции в России, могут получать долгосрочные деловые визы. Поправки позволяют ряду иностранцев получать долгосрочные визы. Речь идет о представителях и работниках крупных зарубежных компаний,
осуществляющих инвестиции в нашей стране или участвующих в реализации проектов создания инновационного центра "Сколково" либо международного финансового центра в России. Данным лицам обыкновенная деловая виза выдается на срок до 5 лет по обращению уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти. Оно направляется в дипломатическое представительство или консульское учреждение нашего государства. Критерии, которым должны отвечать такие компании, определяются Правительством
РФ.
Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 300-ФЗ "О ратификации Соглашения об основных принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля в государствах - участниках СНГ" Ратифицировано Соглашение об основных принципах политики в области
валютного регулирования и контроля в странах СНГ. Положения соглашения распространяются на валютные ограничения, предусмотренные валютным законодательством стран-участниц. При этом они не затрагивают отношения, регулируемые налоговым и таможенным, а также банковским законодательством, законодательством, регламентирующим деятельность других финансово-кредитных организаций. Основополагающий принцип - постепенное ослабление и отмена валютных ограничений в отношении операций, по которым применяются
меры либерализации. По истечении 90 дней с даты вступления соглашения в силу стороны отменяют валютные ограничения по 2 видам операций между резидентами стран-участниц. Первый - платежи, связанные с привлечением и предоставлением кредитов (займов) в денежной форме. Второй - платежи (расчеты) и переводы денег, связанные с приобретением через организованные рынки (биржи) сторон облигаций и иных ценных бумаг (кроме акций) коммерческих организаций -
резидентов стран-участниц. Стороны принимают меры, исключающие введение любых валютных ограничений, а также любого изменения валютного законодательства, которое может устанавливать новые ограничения. Каждая из сторон вправе в исключительных случаях устанавливать валютные ограничения на срок не более 1 года. К таким случаям относятся возникновение обстоятельств, при которых либерализация может повлечь ухудшение экономической ситуации, негативное развитие ситуации в платежном балансе, резкие колебания
курса национальной валюты и др. Уведомления о введении валютных ограничений направляются другим участникам соглашения в течение 15 дней с даты их установления.
Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 299-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством
Республики Беларусь о порядке формирования цен (тарифов) при поставке природного газа в Республику Беларусь и его транспортировке по газопроводам, расположенным на территории Республики Беларусь" Ратифицировано Соглашение о правилах формирования цен (тарифов) при поставке природного газа в Беларусь и его транспортировке через нее. Оно подписано в Москве 25 ноября 2011 г. В частности, соглашение закрепляет цену на газ для Беларуси на 2012 г. Она равняется 165,6 долл.
США за 1 тыс. куб. м и пересчитывается на фактическую теплотворную способность. Определено, как исчисляется стоимость указанного ресурса для Беларуси с 1 января 2013 г. и с 1 января 2014 г. Порядок формирования цены на газ, установленный соглашением, планируется применять по 1 января 2015 г. до достижения рыночных (равнодоходных) цен на газ на территориях государств-участников Единого экономического пространства. Закреплен порядок расчета тарифа на услуги по
транспортировке газа, перемещаемого через Беларусь за ее пределы по газопроводам ОАО "Белтрансгаз", а также по белорусской части газопровода Ямал-Европа. Белорусской стороне компенсируются все убытки, которые возникнут, если из-за действий российской стороны или ОАО "Газпром" не заключаются контракты между ОАО "Белтрансгаз" и ОАО "Газпром" об объемах и условиях поставки природного газа в Беларусь и его транспортировки через ее территорию. От нашей страны уполномоченным органом по соглашению является
Минэнерго России. Соглашение временно применяется с даты подписания. Оно вступает в силу одновременно с российско-белорусским межправительственным Соглашением об условиях купли-продажи акций и дальнейшей деятельности ОАО "Белтрансгаз".
Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 297-ФЗ "О
внесении изменений в статьи 4 и 11 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" Уточнено, как образуются и работают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Поправки касаются комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Ранее предусматривалось, что указанные комиссии образуются и осуществляют отдельные госполномочия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и
ее субъектов. Согласно изменениям порядок создания и деятельности таких комиссий определяется региональным законодательством. При этом примерное положение о комиссиях утверждается Правительством РФ. Закреплено, что комиссии создаются на территории субъекта Федерации, чтобы координировать определенную деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Речь идет о предупреждении безнадзорности, беспризорности,
правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлении и устранении причин и условий, способствующих этому. Об обеспечении защиты прав и законных интересов таких лиц. О социально-педагогической реабилитации тех, кто находится в социально опасном положении. О выявлении и пресечении случаев вовлечения несовершеннолетних в преступления и антиобщественные действия. Уточняется компетенция комиссий. В частности, они должны обеспечивать принятие мер по защите несовершеннолетних от всех форм дискриминации,
физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации. Предусмотрено, что комиссии принимают постановления по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязательные для исполнения вышеупомянутыми органами и учреждениями. На последние возлагается обязанность сообщать комиссии о мерах по реализации этих актов.
Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 294-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Усилена защита прав дольщиков. Поправки касаются обеспечения исполнения обязательств застройщиков по передаче жилых помещений дольщикам. Согласно им застройщик наряду с залогом должен выбрать один из следующих
способов обеспечения своих обязательств. Это может быть поручительство банка или страхование гражданской ответственности. При этом к указанному банку предъявляется ряд требований. В частности, его уставный капитал должен составлять не менее 200 млн руб., а собственные средства (капитал) - от 1 млрд руб. Срок банковской деятельности - от 5 лет. Поручительство должно действовать минимум на 2 года (а не на 6 месяцев) дольше установленного срока передачи
жилого помещения дольщику. Застройщик может участвовать в обществе взаимного страхования гражданской ответственности застройщиков или заключить соответствующий договор со страховой организацией, имеющей лицензию на данный вид страхования. Предусмотрено, что застройщик должен застраховать свою ответственность до госрегистрации договора с первым дольщиком. Выгодоприобретателями по договору страхования выступают дольщики. С письменного уведомления страховщика ими также могут признаваться другие лица
в случае уступки последним права требования по договору долевого участия. Страховым случаем является неисполнение или ненадлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения дольщикам. Это должно подтверждаться решением суда об обращении взыскания на предмет залога или решением арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. В последнем случае также нужна выписка из реестра требований кредиторов о
размере, составе и об очередности их удовлетворения. Договор страхования действует до установленной даты передачи застройщиком жилого помещения дольщику. Причем выгодоприобретатель сохраняет право на получение страхового возмещения по страховому случаю, наступившему в течение 2 лет после этой даты. Франшиза запрещена. Соответствующие поправки вносятся и в другие нормативные правовые акты. В частности, установлены особенности создания общества взаимного страхования гражданской ответственности застройщиков.
Уточнена очередность удовлетворения требований кредиторов при банкротстве застройщика. Скорректирован перечень документов, предоставляемых при регистрации договора участия в долевом строительстве. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.
Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 293-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии об упрощении процедуры выдачи виз гражданам Российской Федерации и гражданам Японии" Кто может получить японскую визу в упрощенном порядке. Ратифицировано российско-японское Соглашение о выдаче
виз гражданам этих стран в упрощенном порядке. В упрощенном порядке выдаются однократные (сроком действия до 3 месяцев) и многократные (до 3 лет) визы для следующих лиц. Это, в частности, представители коммерческих организаций, работники СМИ, участники официальных программ обменов между породненными административно-территориальными образованиями, лица, участвующие в образовательной, научной, творческой (другой культурной) деятельности, в международных спортивных
мероприятиях, а также те, кто направляется с целью ведения предпринимательства. Кроме того, это супруги и не достигшие 21 года дети граждан государства другой стороны, проживающих на законных основаниях в принимающей стране. Установлен пакет документов, необходимых для получения визы. Она выдается в течение 10 рабочих дней с даты обращения. Если нужно дополнительно изучить представленные сведения, этот срок может быть увеличен до 30 рабочих дней. Плата взимается только за ускорение процедуры (причем некоторые
лица, в частности инвалиды, освобождены от нее).
Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 291-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования тарифов в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения
и водоотведения" Регулирование тарифов в сфере ЖКХ: что изменится? Вносятся изменения в Законы о естественных монополиях, о безопасности гидротехнических сооружений, о газоснабжении, об электроэнергетике, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении. Цель поправок - ввести механизмы долгосрочного тарифного регулирования в области ЖКХ. Предельные индексы максимально и минимально возможного изменения
тарифов на услуги организаций коммунального комплекса должны утверждаться на срок не менее 3 и не более 5 лет. Ранее они устанавливались на очередной финансовый год. Если решение об изменении установленных долгосрочных цен (тарифов) и (или) параметров их госрегулирования приводит к финансовым потерям у организации ЖКХ, то ее недополученные доходы возмещаются за счет бюджетных средств. Вводится обязательное использование показателей надежности и качества
товаров и услуг в сфере ЖКХ. Правительство РФ уполномочено устанавливать требования к инвестиционным программам организаций в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения. До 1 января 2016 г. предусматривается поэтапный переход к установлению тарифов на основе долгосрочных параметров госрегулирования. В целях исполнения функций, возложенных на органы регулирования естественных монополий, их работники вправе беспрепятственного получать информацию о деятельности не только субъектов таких монополий,
но и иных хозяйствующих субъектов. Последние обязаны предоставить запрашиваемые сведения. Уточняется понятие гидротехнических сооружений. Федеральный закон вступает в силу с 1 апреля 2013 г. А отдельные его положения - со дня официального опубликования данного закона.
Федеральный закон
от 30 декабря 2012 г. N 287-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" и Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" Эксплуатирующие организации должны предупреждать и ликвидировать разливы нефти в море. Определяются особенности эксплуатации и использования искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведения буровых работ на континентальном
шельфе, во внутренних морских водах и в территориальном море. Осуществлять эти виды деятельности при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов можно только при наличии плана. В нем предусматриваются мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде. План утверждается эксплуатирующей
организацией при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы с последующим уведомлением федеральных органов, определяемых Президентом РФ и Правительством РФ. Данная организация обязана выполнять план, создать систему наблюдений за состоянием морской среды в районе осуществления своей деятельности, иметь собственные аварийно-спасательные службы и (или) формирования, силы и средства. Также требуется финансовое обеспечение плана. Это могут быть банковская гарантия, договор страхования
или документ, подтверждающий создание резервного фонда. Если разлив нельзя устранить на основе плана, то по обращению эксплуатирующей организации привлекаются дополнительные силы и средства единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. Данная организация возмещает соответствующие расходы. Установлены обязанности эксплуатирующей организации при возникновении разливов нефти и нефтепродуктов. В частности, она должна в полном объеме
возместить вред, причиненный окружающей среде. Если эксплуатирующая организация привлекается для бурения, для проведения работ, связанных с эксплуатацией, использованием искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, то владелец лицензии на пользование недрами несет субсидиарную ответственность за возмещение вреда. Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2013 г.
Федеральный
закон от 29 декабря 2012 г. N 282-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" Российский финансовый рынок станет более конкурентоспособным. Закон направлен на совершенствование порядка регулирования отношений, связанных с
процедурой эмиссии ценных бумаг. В частности, небольшие и венчурные эмитенты освобождаются от госрегистрации проспекта ценных бумаг, размещаемых среди квалифицированных инвесторов или небольшого числа лиц (до 150), а также если сумма привлекаемых денежных средств не превышает 200 млн руб. в год либо каждый приобретатель вносит не менее 4 млн руб. Такие ценные бумаги могут допускаться к организованным торгам. Предусмотрены меры по сокращению срока регистрации выпусков ценных бумаг и связанных с ней
расходов эмитента (возможность предварительного рассмотрения регистрирующим органом документов при регистрации проспекта ценных бумаг без их утверждения уполномоченным органом эмитента; деление проспекта на основную и дополнительную части, регистрируемые отдельно). Допускается обращение эмиссионных ценных бумаг сразу же после госрегистрации их выпуска или присвоения идентификационного номера. При этом переход прав собственности на бумаги запрещается до их полной
оплаты или до госрегистрации отчета об итогах их выпуска. Вводится "каскадный" механизм выплаты дивидендов и доходов по акциям и именным облигациям. Снимаются ограничения на выпуск облигаций, в том числе связанные с размером обеспечения или величиной уставного капитала эмитента. Упрощаются порядок допуска иностранных ценных бумаг на российский рынок, а также эмиссия российских депозитарных расписок. Ряд поправок касается регулирования деятельности кредитных организаций. В частности, уточнены процедуры
уведомления ЦБ РФ о приобретении более 1% акций банка и получения предварительного согласия ЦБ РФ на покупку более 20% акций банка. Прописан порядок устранения нарушений, допущенных при приобретении и (или) получении в доверительное управление акций (долей) кредитной организации. Разрешена оплата уставного капитала кредитной организации путем зачета денежных требований о выплате объявленных дивидендов. Внесены изменения в НК РФ по вопросам обложения НДФЛ
и налогом на прибыль доходов по операциям с ценными бумагами. Введена госпошлина за предварительное рассмотрение документов, необходимых для регистрации выпуска ценных бумаг, и за регистрацию основной части проспекта ценных бумаг. Федеральный закон вступает в силу со 2 января 2013 г., за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.
Федеральный
закон от 29 декабря 2012 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений и представления руководителями этих учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" Руководителей государственных (муниципальных)
учреждений обязали отчитываться о доходах. Цель поправок - создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений. Трудовой договор с руководителем такого учреждения должен заключаться на основании типовой формы. Она утверждается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Лицо, поступающее на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения, обязано отчитаться
о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (своих, а также супруга (супруги) и несовершеннолетних детей). Руководитель подает эти сведения ежегодно. Применительно к ФГУ, государственным учреждениям регионов и муниципальным учреждениям порядок представления сведений определяется соответственно Правительством РФ, нормативно-правовыми актами субъекта Федерации и органа местного самоуправления. Достоверность и полнота сведений
проверяются по решению учредителя учреждения или уполномоченного им лица. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г. Руководители государственных (муниципальных) учреждений представляют соответствующие сведения начиная с доходов за 2012 г.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 279-ФЗ "О внесении изменений в главу
23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" Расширены возможности получения налоговых вычетов по НДФЛ. От налогообложения освобождаются суммы, уплаченные работодателями за лечение и медобслуживание не только работников, их супругов, родителей, детей, но и усыновленных ими детей и их подопечных (в возрасте до 18 лет), а также бывших работников, уволившихся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или старости. Освобождение от налога сумм оплаты работодателями медикаментов распространено также на усыновленных работниками детей и несовершеннолетних подопечных. Уточнен порядок получения социального вычета на лечение. Он предоставляется в случае получения медпомощи не только в медорганизациях, но и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность. Кроме того, вычет полагается также в случае оплаты лечения усыновленных детей и несовершеннолетних подопечных. Расширены возможности получения
социального вычета в размере уплаченных налогоплательщиком через работодателя дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Этот вычет может быть предоставлен до окончания налогового периода. Для этого нужно обратиться к работодателю с необходимыми документами. Уточнен порядок расчета налоговой базы по операциям, связанным с открытием короткой позиции по ценным бумагам, являющимся объектом операции РЕПО. Федеральный закон
вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 277-ФЗ "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" Установлена административная ответственность за спекуляцию билетами на Олимпийских играх в Сочи в 2014 г. Правительство РФ уполномочено определять порядок продажи входных билетов на посещение спортивных мероприятий и церемоний XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи. При этом
до 16 марта 2014 г. включительно цены на билеты устанавливаются Международным олимпийским и паралимпийским комитетами соответственно. Вводится административная ответственность за спекуляцию билетами на Олимпийских и Паралимпийских играх 2014 г. в Сочи. За нарушение установленного порядка продажи входных билетов и изменение их стоимости на граждан налагается штраф в размере от 5-кратной до 10-кратной цены билета. На должностных лиц - от 10-кратной до 20-кратной стоимости, но не менее 50 тыс. руб. Для
предпринимателей предусматривается штраф в том же размере, что и для должностных лиц, или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Для организаций - штраф от 0,5 до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на тот же срок. Устанавливается сокращенный 10-дневный срок для рассмотрения дел об этих административных правонарушениях. Его нельзя продлевать. Федеральный закон вступает в силу с 15 января 2013 г.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" Поможет ли новый закон более эффективно размещать и выполнять гособоронзаказ? Новым законом усовершенствован порядок формирования, размещения и выполнения государственного оборонного заказа. Так, госзаказчик вправе
при определенных условиях не предусматривать обязательное обеспечение исполнения контракта. Это возможно, если в конкурсной (аукционной) документации закреплены требования о наличии соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для поставок продукции по гособоронзаказу независимо от размера начальной (максимальной) цены госконтракта (лота). При размещении заказа на продукцию, принятую на вооружение
(снабжение, в эксплуатацию), конкурсная документация должна содержать указание на ее наименование или товарный знак. Начальная (максимальная) цена госконтракта при размещении заказа путем проведения торгов, а также его цена в случае размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) определяются в порядке, установленном Правительством России. Правительством РФ может быть изменена цена заключенного договора на поставку продукции с длительным производственным циклом. Также оно должно
установить механизм компенсации убытков головному исполнителю в случае неиспользования его производственных мощностей заказчиком. Средства, выплачиваемые госзаказчиком головному исполнителю, предназначаются только для расходов на выполнение гособоронзаказа и авансирование соответствующих работ. Головной исполнитель несет ответственность за их нецелевое использование. Банки, предоставляющие кредиты головным исполнителям и исполнителям, в т. ч. под госгарантии
России, в целях выполнения заданий оборонзаказа, сведения о которых составляют гостайну, должны иметь соответствующую лицензию. Прописаны особенности применения антимонопольных требований в сфере гособоронзаказа. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации" С 1 сентября начинает действовать новый Закон об образовании. Новый Закон об образовании - комплексный базовый акт, интегрирующий в себе как общие положения, так и нормы, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования. Он заменяет целый ряд законодательных актов. В их числе - Закон об образовании от 1992 г., Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании от 1996 г. Впервые
на законодательном уровне определяются особенности получения образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, иностранцами и лицами без гражданства, осужденными. Особое внимание уделено условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Более подробно регламентированы права, обязанности и ответственность педагогов. Оплата труда учителей не может быть ниже уровня средней зарплаты в соответствующем регионе. Перераспределяются полномочия региональных органов госвласти и органов местного
самоуправления по обеспечению гарантий прав граждан получить общедоступное и бесплатное дошкольное образование. МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, а также ряд других вузов вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. От платы за проживание в студенческом общежитии освобождаются льготники, которым такие жилые помещения предоставляются в первоочередном порядке. В частности, это студенты из
числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, инвалиды и т. п. В отношении остальных студентов образовательная организация сама принимает решение об установлении платы. Прежде плата за общежитие не могла превышать 5% от размера стипендии. Ранее родительская плата не должна была превышать 20% затрат на содержание ребенка в детсаду, а в отношении родителей, имеющих 3 детей, - 10%. Это ограничение отменяется. Но учредитель вправе не взимать такую плату или снизить ее размер для отдельных категорий
родителей. Минимальная сумма компенсации части родительской платы привязана к среднему размеру данной платы в государственных и муниципальных детских садах в регионе. Решение о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельской местности, должно приниматься с учетом мнения жителей поселения. Сохраняется право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на предоставление компенсации
расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2013 г., кроме отдельных положений, для которых установлены иные сроки.
Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1443 "Об утверждении Правил формирования и ведения федеральной государственной информационной системы
"Мониторинг деятельности контрольно-надзорных органов" Доклады об осуществлении государственного и муниципального контроля будут заносить в специальную федеральную информационную систему. Для защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного (муниципального) контроля создается федеральная государственная информационная система "Мониторинг деятельности контрольно-надзорных органов".
Регламентирован порядок ее формирования и ведения. Оператором системы является Минэкономразвития России. В системе размещаются отчеты и доклады органов власти об осуществлении государственного (муниципального) контроля (надзора) и его эффективности, а также иные материалы по этой теме. Данные хранятся в системе 10 лет. Прописан порядок обеспечения доступа органов власти к материалам, содержащимся в системе. Предусмотрены меры по защите данных от повреждений или утраты.
Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1435 "О федеральном государственном надзоре в области геодезии и картографии" Как служащие Росреестра осуществляют государственный геодезический надзор? Установлено, как ведется федеральный государственный надзор в области
геодезии и картографии. Он по-прежнему осуществляется Росреестром и его территориальными органами. Перечислены должностные лица, занимающиеся геодезическим надзором. Среди них - заместитель руководителя Службы - главный госинспектор по надзору за геодезической и картографической деятельностью, а также старшие и ведущие специалисты территориальных органов Росреестра. Закреплены их права. В частности, они могут запрашивать необходимую информацию, проводить проверки, составлять протоколы об административных
правонарушениях и выдавать предписания. В ходе контрольных мероприятий проверяется соблюдение юрлицами и ИП порядка и организации геодезических и картографических работ, технических требований к ним, норм и правил их выполнения и пр. Сроки проверок устанавливаются административным регламентом Службы. Решения и действия (бездействие) должностных лиц могут быть обжалованы в административном и судебном порядке. Сведения о результатах проверок и
принятых мерах публикуются на официальном сайте Росреестра. Прежнее положение (со всеми изменениями) утрачивает силу.
Письмо Федеральной налоговой службы от 29 декабря 2012 г. N ЕД-4-3/22651@ "О применении норм Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ" Применяем с 1 января 2013 г. ЕНВД в добровольном порядке. Разъяснены отдельные вопросы перехода на ЕНВД в добровольном порядке. С 1 января 2013 г. плательщиками единого налога являются организации и предприниматели, изъявившие желание применять указанную систему налогообложения. При этом они должны подать в налоговый орган заявление о постановке на учет в названном качестве (в течение 5 дней с начала применения системы). Если такое заявление в установленный срок не подано и налоговый орган не
уведомлен о переходе лица на УСН или патентную систему налогообложения, лицо считается применяющим общий режим налогообложения. Если же по состоянию на 1 января 2013 г. лицо уже состоит на учете в качестве плательщика ЕНВД и хочет продолжать применять эту систему, повторно подавать вышеназванное заявление не нужно. Разъяснено, как быть тем, кто применял ЕНВД до 1 января 2013 г., подавал декларации по этому налогу, но не состоит на учете в качестве плательщика ЕНВД. При желании продолжить применять
указанную систему налогообложения в 2013 г. следует представить в налоговый орган заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД. Датой начала применения системы надо указать начало первого налогового периода, по которому была подана в этот налоговый орган декларация по ЕНВД. Представить такое заявление необходимо до подачи в 2013 г. декларации по ЕНВД за первый налоговый период. В противном случае при условии, что налоговый орган не уведомлен о переходе лица
на УСН или патентную систему налогообложения, оно считается с 2013 г. применяющим общий режим налогообложения. В случае прекращения названным лицом деятельности, облагаемой единым налогом, оно подает в налоговый орган соответствующее заявление. Эти сведения учитываются в информационных ресурсах налоговых органов. В течение 5 рабочих дней после получения заявления налоговый орган выдает или направляет по почте заказным письмом налогоплательщику уведомление о снятии с учета. При этом дата прекращения деятельности
указывается в соответствии с заявлением лица. Также разъяснено, что плательщик ЕНВД вправе с 1 января 2013 г. перейти на иной режим налогообложения, указав эту дату в заявлении о снятии с учета в качестве плательщика единого налога и подав его до 15 января 2013 г. Такой же порядок применяется и в случае перехода на иной режим не по всем, а по отдельным видам осуществляемой деятельности. При этом их следует указать в подаваемом заявлении. При прекращении
в течение года деятельности, облагаемой ЕНВД, и начале осуществления другой (как подпадающей под ЕНВД, так и нет) плательщик единого налога может перейти на иной режим. Датой снятия с учета является дата прекращения осуществляемой ранее деятельности.
Вопросы и ответы Правового консалтинга: Налоги и налогообложение, 28 декабря 2012