Бюллетень Европейского Суда по правам человека N 5/2015
Бюллетень Европейского Суда по правам человека
Российское издание
Полный и без купюр русскоязычный вариант официального ежемесячного вестника Европейского Суда по правам человека, представляющего собой краткое изложение всех постановлений и решений, а также наиболее важных процессуальных действий Суда в Страсбурге. В журнале публикуются полные тексты постановлений Суда по жалобам против России.
Уважаемые подписчики, спешим Вам напомнить, что сейчас самое время оформить подписку на следующие полгода!
«Социальные службы в Европе: законодательство и практика изъятия детей из их семей в государствах – членах Совета Европы»
1. Дети имеют право на защиту от всех видов насилия, злоупотребления и пренебрежения. Но они также имеют право не разлучаться со своими родителями против своей воли, за исключением случаев, когда компетентные органы государственной власти под судебным контролем определяют, что такое разделение необходимо в интересах ребенка. Даже когда такое разделение необходимо, дети имеют право на поддержание
личных отношений и прямого контакта с обоими родителями на регулярной основе, если только это не противоречит интересам детей.
2. В большинстве государств – членов Совета Европы первоначальное решение об изъятии ребенка из семьи принимают компетентные социальные службы (в частности, в срочных случаях, когда ребенок может находиться в непосредственной опасности) или эти службы обращаются в компетентный суд для принятия такого решения. В большинстве государств – членов Совета Европы рассматриваемое решение
принимается на основе предположения о том, что в отношении ребенка существует риск – непосредственный или предстоящий – пострадать от причинения серьезного вреда, в частности физического, сексуального или психологического, или риск быть оставленным полностью без опеки и надзора.
3. Количество взятых государством под опеку детей сильно отличается от государства к государству, также это относится и к количеству детей, которые позднее были возвращены в свою семью. В большинстве стран детей отдают родственникам, приемным семьям, помещают в частные и государственные приюты или – что случается реже – предлагают их для усыновления/удочерения (процент таких случаев также
бывает разный).
4. В большинстве государств нет подробной статистики относительно статуса этнического и религиозного меньшинства, миграционного статуса или социально-экономической ситуации детей, взятых под опеку. Также отсутствует статистический анализ, который обеспечивал бы достоверное представление о том, какие группы детей более подвержены изъятию из семей, хотя доказательства заставляют предположить, что в
находящихся под опекой слоях населения в государствах – членах Совета Европы непропорционально представлены дети из уязвимых слоев населения. Однако ничто не заставляет предположить, что в аналогичном контексте родители, которые имеют низкий доход, менее образованы, принадлежат к этническим или религиозным меньшинствам или имеют миграционную историю, более склонны жестоко относиться к своим детям или игнорировать их.
5. Финансовое или материальное неблагополучие никогда не должно быть единственным основанием для изъятия ребенка из-под опеки родителей, но должно рассматриваться как сигнал о необходимости предоставления соответствующей поддержки семье. Более того, недостаточно показать, что ребенка можно поместить в более благоприятную обстановку для его воспитания, чтобы изъять ребенка из семьи, и еще менее
достаточно, чтобы полностью разорвать семейные связи.
6. Парламентская Ассамблея озабочена нарушением прав детей в ряде стран (или районах таких стран), когда социальные службы забирают детей слишком быстро и не прилагают достаточно усилий, чтобы поддержать семью до и/или после решений об изъятии ребенка и помещении его в другое место. Эти необоснованные решения обычно имеют – иногда непреднамеренно – дискриминационный характер и могут являться
серьезным нарушением прав ребенка и его или ее родителей, и еще более трагичной является ситуация, когда такие решения являются односторонними (как в случаях усыновления/удочерения без согласия родителей).
7. Парламентская Ассамблея также озабочена нарушением прав детей в ряде стран (или районах таких стран), когда социальные службы не забирают детей достаточно быстро и слишком поспешно возвращают их родителям, которые относятся к ним с жестокостью или игнорируют их. Данные решения могут являться такими же – или даже больше – серьезными нарушениями прав ребенка и ставить под угрозу его жизнь и
здоровье. Принимаемые социальными службами решения об изъятии детей из семьи являются очень ответственными, поэтому они должны приниматься только сотрудниками со специальной профессиональной подготовкой и квалификацией, соответствующим опытом и в уместные сроки.
8. Парламентская Ассамблея рекомендует государствам – членам Совета Европы:
8.1. Подписать и/или ратифицировать, если этого еще не сделано, соответствующие конвенции Совета Европы, касающиеся прав детей, особенно Европейскую конвенцию об усыновлении детей (пересмотренную) (CETS № 202) и Европейскую конвенцию об осуществлении прав детей (ETS № 160) и осуществлять все относящиеся к делу рекомендации Комитета министров Совета Европы;
8.2. Ввести в действие законы, подзаконные акты и процедуры, которые действительно ставят на первое место интересы ребенка при принятии решений об изъятии ребенка из семьи, помещении в другую семью и возвращении в семью;
8.3. Продолжать и активизировать усилия для обеспечения того, чтобы все соответствующие процедуры проводились бы с учетом интересов детей и чтобы мнение соответствующих детей принималось бы во внимание в соответствии с их возрастом и уровнем развития;
8.4. Сделать видимым и исключить влияние предубеждения и дискриминации в решениях об изъятии детей из семьи, достигая этого, в том числе, соответствующей профессиональной подготовкой всех участвующих сотрудников;
8.5. Поддерживать необходимыми способами семьи (включая финансовую, материальную, социальную и психологическую поддержку) с целью избежать в первую очередь произвольных решений и чтобы увеличить процент воссоединившихся семей после проведенной поддержки;
8.6. Обеспечить, чтобы любое (временное) помещение ребенка под альтернативную опеку, которая стала необходимой в качестве средства крайней защиты, сопровождалось бы мерой, направленной на последующую реинтеграцию ребенка в семью, включая способствование соответствующим контактам между ребенком и его или ее семьей, а также подвергалась бы периодическому контролю;
8.7. Избегать – за исключением чрезвычайных обстоятельств, описанных в законе и находящихся под эффективным (своевременным и полным) судебным контролем – полного уничтожения семейных связей, изъятия новорожденных из-под опеки родителей, обоснования решений о помещении детей в семью истечением времени и обращения к усыновлению без согласия родителей;
8.8. Обеспечить, чтобы участвующие в процессе изъятия детей из семьи и помещения их в другие семьи и учреждения сотрудники руководствовались бы соответствующими критериями и стандартами (многоплановым образом, если возможно), были бы надлежащим образом обучены и регулярно проходили дополнительное обучение, имели бы достаточные ресурсы для принятия решений в уместные сроки и не были бы чрезмерно загружены
работой;
8.9. Собирать анонимные данные о нуждающихся в помощи слоях населения в государствах-членах, которые классифицируются не только по возрасту, полу лиц и виду альтернативного ухода (содержания), но и по принадлежности к этнической группе или религиозным меньшинствам, по наличию статуса мигранта и по социо-экономическому прошлому, а также по длительности получения помощи до воссоединения с семьей,
обеспечивая при этом эффективную защиту персональных данных;
8.10. Обеспечивать, чтобы за исключением чрезвычайных случаев первоначальные решения об изъятии детей из семьи были бы основаны только на судебных постановлениях, чтобы избежать произвольных решений указанного характера и предотвратить пристрастные оценки.
Уже сейчас Вы можете присоединиться к нашему
сообществу на facebook
Приглашаем оформить подписку на Бюллетень Европейского Суда по правам человека
Тел./факс издательства: +7 (499) 258-5601.
Электронная почта: info@echr.today
Подписку можно оформить в любом почтовом отделении по каталогам:
1.  <<РОСПЕЧАТЬ>> индекс 85160;
2.  <<Пресса России>> индекс 44897;
3.  <<Почта России>> индекс 61945;
и в альтернативных подписных агентствах.