27.11.2007 На сайте в раздел "Математический анализ" добавлена статья "Использование понятия определенного интеграла в экономике".
29.11.2007 На сайте в раздел "Математический анализ" добавлена статья "Метод наименьших квадратов".
03.03.2008 Открыты рассылки "Управление портфелем ценных бумаг", "Риск-менеджмент и финансовая
математика".
Теория игр (продолжение, начало в выпусках# 18, 27, 28, 32, 33)
Методы и модели решения игровых задач. Принцип минимакса (осторожности)
При постановке задач необходимо иметь в виду некоторые преобразования, которые помогают упростить сложную задачу путем изменения - уменьшения размерности платежной матрицы посредством выделения и исключения доминирующих и дублирующих стратегий. Стратегия игрока Аi доминирует над стратегией Аk, если при любом поведении противника даст не меньший выигрыш, а если такой же, то дублирует Аk. В таком случае все элементы строки
i больше (доминируют) или равны (дублируют) всех элементов строки k.
Пример 1. С учетом вариантов конъюнктуры В1, В2, В3, В4, В5, сложившейся на рынке, и поведения покупателей в микрорайоне города коммерческое предприятие разработало шесть технологий продажи товаров А1, А2, А3, А4, А5, А6. Найти оптимальное решение. Возможные варианты среднедневного товарооборота в млн руб.
приведены ниже.
Стратегия А1 доминирует над стратегией А6, а стратегия А4 доминирует над стратегией А5, следовательно, исключаем 5-ю и 6-ю строки матрицы.
С позиций проигрышей игрока В стратегии В3, В4 и В5 доминируют над стратегией В1, поэтому эти столбцы исключаем.
С позиций игрока А стратегия А1 доминирует над стратегией А4, а стратегия А2 доминирует над стратегией А3, поэтому исключим 3-ю и 4-ю строки и в результате получаем сокращенную матрицу:
Дальнейшее облегчение расчетов дает другое эквивалентное преобразование матрицы, при котором не изменяются оптимальные смешанные стратегии игроков P и Q.
Теорема. Если (P, Q, v) - есть решение игры с матрицей А, то решение игры с матрицей kA + b есть (P, Q, kv + b), где k > 0, b - любое действительное число.
На этом основании для рассматриваемой матрицы
при k = 10 и b = -3, применяя указанное преобразование предыдущей матрицы, получим следующую матрицу:
Этим приемом слледует пользоваться в случае наличия в матрице отрицательных элементов и таким образом можно в значительной степени упростить постановку сложной задачи.
Пример 2. Пусть дана платежная матрица. Найти решение игры, т.е. определить нижнюю и верхнюю цены игры и минимаксные стратегии.
Таким образом, нижней цене игры (a = 4) соответсвует стратегия А3игрока I. Выбирая эту стратегию, игрок I достигнет выигрыша не меньше 4 при любом поведении игрока II. Верхней цене игры (b = 6) соответствует стратегия игрока II - В2. Эти стратегии являются минимаксными.
Если обе стороны будут придерживаться этих стратегий, выигрыш будет равен 5.
I / II
В1
В2
В3
В4
ai
А1
5
3
8
2
2
А2
1
6
4
3
1
А3
9
5
4
7
4
bj
9
6
8
7
||
1
6
||
A
=
||
3
2
||
.
||
0,4
0,9
||
A
=
||
0,6
0,5
||
.
В1
В2
А1
0,4
0,9
А2
0,6
0,5
А3
0,6
0,3
А4
0,3
0,8
В1
В2
В3
В4
В5
А1
0,4
0,9
0,5
0,5
0,6
А2
0,6
0,5
0,7
0,8
0,9
А3
0,6
0,3
0,8
0,6
0,7
А4
0,3
0,8
0,5
0,4
0,3
В1
В2
В3
В4
В5
А1
0,4
0,9
0,5
0,5
0,6
А2
0,6
0,5
0,7
0,8
0,9
А3
0,6
0,3
0,8
0,6
0,7
А4
0,3
0,8
0,5
0,4
0,3
А5
0,1
0,3
0,5
0,4
0,3
А6
0,4
0,8
0,5
0,4
0,5
Содержание рассылки зависит и от Вас: чем активнее Вы проявляете свою заинтересованность в той или иной теме, задаете те или иные вопросы - тем полезнее рассылка будет для каждогоиз Вас!Пишите