Субботний сериал: А.Р.Лурия "Маленькая книжка о большой памяти", часть шестая. "Как Ш. запоминал иностранные слова"
Запоминалки для английских слов
22 августа 2009 г.
Сегодня в выпуске
Постепенно
завершаем «субботний сериал» по книге А.Р. Лурия «Маленькая книжка о большой
памяти»
Содержание предыдущих – серий (1-5)
В
20-х годах прошлого столетия к московским психологам пришел некто Ш для
проверки памяти.
Психологи
начали изучать Ш. без особого интереса, но потом пришли в растерянность – его
память не имела границ.
Он
запоминал много и практически навсегда. Некоторые вещи он вспоминал и через 15
лет.
И
тогда психологи начали изучать те приемы, которые использовали Ш. Они назвали
их «эйдотехникой» от греческого слова «эйдос» - образ.
Среди
этих приемов был и такой как «семантизация» - превращение бессмысленных слов в
осмысленные образы
В
сегодняшней главе будет показан пример, как с помощью этой мнемотехники Ш.
запоминал строки из «Божественной комедии» Данте на незнакомом ему итальянском
языке.
А. Р. Лурия «Маленькая книжка о большой
памяти»
Часть 6. Как Ш.
запоминал иностранные слова
В
декабре 1937 г.
Ш. была прочитана первая строфа из "Божественной комедии"
Nelmеzzо delcamindinostravita
Miritrovai par una selva oscura,
Che la diritta via era smarita,
Ahi quanta a dir qual era e cosa
dura
Как
всегда, Ш. просил произносить слова предлагаемого ряда раздельно, делая между
каждым из них небольшие паузы, которые были достаточны, чтобы превратить
бессмысленные для него звукосочетания в осмысленные образы.
Естественно,
что он воспроизвел несколько данных ему строф "Божественной комедии"
без всяких ошибок, с теми же ударениями, с какими они были произнесены.
Естественно было и то, что это воспроизведение было дано им при проверке,
которая была неожиданно проведена... через 15 лет!
Вот
те пути, которые использовал Ш. для запоминания:
Nel— я платил членские взносы, и там в коридоре
была балерина Нельская;
меццо (mezzo)
— я скрипач; я поставил рядом с нею скрипача, который играет на скрипке;
рядом — папиросы "Дели"— это del;
рядом тут же я ставлю камин (camin),
di — это рука показывает дверь;
nos — это нос, человек попал носом в дверь и
прищемил его; tra — он поднимает
ногу через порог, там лежит ребенок — это vita,
витализм;
mi — я поставил еврея, который говорит
"ми— здесь ни при чем";
ritrovai — реторта, трубочка прозрачная, она
пропадает, — и еврейка бежит, кричит "вай" — это vai.
Она бежит, и вот на углу Лубянки — на
извозчике едет per — отец.
На углу Сухаревки стоит милиционер, он
вытянут, стоит как единица (una).
Рядом с ним я ставлю трибуну, и на ней
танцует Сельва (selva); но чтобы она
не была Сильва — над ней ломаются подмостки — это звук "э"...
Мы
могли бы "продолжить записи из нашего протокола, но способы запоминания
достаточно ясны и из этого отрывка. Казалось бы, хаотическое нагромождение
образов лишь усложняет задачу запоминания четырех строчек поэмы; но поэма дана
на незнакомом языке, и тот факт, что Ш., затративший на выслушивание строфы и
композицию образов не более нескольких минут, мог безошибочно воспроизвести
данный текст и повторить его... через 15 лет, "считывая" значения с
использованных образов, показывает, какое значение получили для него описанные
приемы ...
Чтение
только что приведенных протоколов может создать естественное впечатление об
огромной, хотя и очень своеобразной логической работе, которую Ш. проводит над
запоминаемым материалом.
Нет
ничего более далекого от истины, чем такое впечатление. Вся большая и
виртуозная работа, многочисленные примеры которой мы только что привели, носит
у Ш. характер работы над образом, или, как мы это обозначили в заголовке
раздела, — своеобразной эйдотехники, очень далекой от логических способов
переработки получаемой информации. Именно поэтому Ш., исключительно сильный в
разложении предложенного материала на осмысленные образы и в подборе этих
образов, оказывается совсем слабым в логической "организации запоминаемого"
материала, и приемы его "эйдотехники" оказываются не имеющими ничего
общего с логической "мнемотехникой", развитие и психологическое
строение которой было предметом такого большого числа психологических
исследований. Этот факт можно легко показать на той удивительной диссоциации
огромной образной памяти и полном игнорировании возможных приемов логического
запоминания, которую можно было легко показать у Ш.
Продолжение следует
Комментарии
редакции “Запоминалок”
Уважаемые
читатели!
Эта
глава о Ш. Вам ничего не напоминает! :)
Практически
один к одному те же способы, что и у нас при создании запоминалок для
английских слов!
Различия,
конечно, есть, но их мы увидим в следующий раз, при более детальном анализе
запоминания у Ш.
Его
за нас сделал автор книги – А.Р.Лурия
А
в целом – ничто не ново под Луной!
Все
мнемонисты так или иначе пользуются общими подходами к запоминанию информации.
И
постепенно эти приемы проникают в массы и становятся привычными инструментами
для многих людей.
В следующей
серии
В
следующей серии будет показано, как силен был Ш. в запоминании на основе
образов, и как трудно ему было запоминать логически
Если страницы сайта «не грузятся»,
попробуйте немного подождать или перезагрузите страницу. Дополнительную
информацию на эту тему можно прочитать здесь
Сергей Диборский,
Капитан Мнемо, команда Интернет-проекта «Запоминалки для английских слов». (www.zapominalki.ru),
2008-2009 г.г.