В очередном субботнем
выпуске мы публикуем наши размышления о природе запоминалок
Семантическая
паутина запоминалок
Это
сообщение родилось в ответ на вопрос
vikeng’а, нашего постоянного читателя, который он задал на сайте проекта
Вопрос
Вначале
напомню сам вопрос, точнее
процитирую:
“Про
интеллектуальное орудие. Есть мнение,
что от запоминалок будет толк только в том случае, если человек сам их
придумал:
Отклики
читателей рассылки вроде бы ставят под сомнение эту идею.
Что вы про это думаете?”
Ответ
Я
думаю, что Ермаков (о нем речь идет в ссылке) как человек, который сам
преподает иностранный язык, конечно же в первую очередь будет продвигать свою
методику.
Поэтому
не удивительно, что он будет критиковать книги других авторов, ту же
“Суперпамять”
Кстати,
поискал эту книгу в Интернете, так их там оказывается целых несколько с таким
названием. Но мне почему-то кажется, что Ермаков критиковал Васильевых
(известные преподаватели английского языка)
На
самом деле, наш опыт действительно показывает, что можно пользоваться и
готовыми запоминалками
Другое
дело, что запоминалки как интеллектуальные
орудия, или инструменты, тоже требуют к себе определенного внимания.
Сравните
с компьютером, ведь с ходу так им особо не попользуешься, нужно немного
подучиться, освоиться и т.д.
Так
и запоминалки, это ведь не горячие пирожки, что взял, съел и порядок :)
Здесь
тоже нужно как-то настроиться, понять, зачем тебе это надо, как этим
пользоваться и т.д.
Очень
важный момент, который есть в нашем проекте - это то, что люди изначально
замотивированы на использование запоминалок. Как, например, написала Заринамо,
что слово ее “мучило несколько месяцев” (см. здесь)
Поэтому,
когда запоминалка приходит к человеку, он уже психологически готов к ее
использованию.
Есть
у нас и некоторые другие хитрости, ноу-хау :), которые мы пока не планируем в
ближайшее время раскрывать, но которые явно работают.
Вот,
например, такой вопрос, что, как пишет Ермаков, человек прочитал запоминалку, в
его терминологии “фонетическую ассоциацию”, и через пять минут ее забыл.
А
теперь вспомните письмо Таши Лайф, когда она говорит, что действительно бегло
прочитала разработанную для нее запоминалку и особо не поверила, что что-то там
запомнится. Но вот пришло время и эта запоминалка “огненными буквами вспыхнула
у нее в мозгу” :) (см. здесь)
Вот
вам, пожалуйста, и эффект, человек вроде быстро глянул, а запоминалка все равно
запомнилась!
Запоминание
в традиционном обучении
Есть
и еще одно интересное ответвление этой темы - а как обычно предлагают
запоминать материал на уроках английского языка? Если присмотреться
повнимательнее, то окажется, что совсем никак! :)
Обычно
говорится - “выучите”! Обратите внимание - “выучите”! А как это выучить? -
Вариантов совсем немного.
Классический
- “мать учения - это повторение” Вот и “повторяют” ученики - маленькие и
большие, дети и взрослые - чуть ли не до посинения один и тот же материал. Но,
как известно, зубрежка не лучший метод.
Второй
путь - некоторая осмысленность, точнее “осмысливаемость” материала. С этой
точки зрения добавляются разные упражнения, примеры, иллюстрации и т.д. Но если
присмотреться внимательно, то в основе всего этого лежит насыщение памяти
человека определенными ассоциациями, которые будут связаны с этим материалом.
Ассоциации
И
что самое интересное, что в наших запоминалках используется та же идея -
насыщение ассоциациями! Только мы это делаем несколько иначе, может быть не так
прямолинейно, веселее, разнообразнее, плюс опять же свои какие-то наработки,
другой взгляд и т.д.
И
при этом мы совсем не отрицаем какие-то другие подходы. Например, нам читатели
уже несколько раз писали, что было бы неплохо давать варианты использования
запоминаемых слов в тех или иных текстах. И мы действительно считаем, что это
будет хорошо и полезно. Вопрос только в ресурсах для реализации, т.е. нужен
человек, который эти примеры будет подбирать, редактировать и т.д. Но это уже
вопрос технический и упоминаю его лишь для того, что возможно среди читателей
найдется кто-то, кому это будет интересно и которые сможет поработать с нами в
команде.
Семантическая
сеть
А
если копнуть еще глубже, то окажется, что при осмысливании, и при использовании
запоминалок, не просто будут ассоциации, связанные с материалом, который нужно
запомнить. Это будут именно связи материала с другими элементами, блоками, квантами
информации, которые уже есть у нас в памяти. С этой точки зрения наша память,
наш мозг, наше мышление - это, образно говоря, некоторая многомерная
семантическая сеть, паутина, и мы привязываем новый материал в определенном
месте этой паутины, делаем новые узелочки, узелки, Не зря ведь так часто при
обсуждении памяти всплывает тема узелков, а одно из значений узелка, в свою
очередь, есть связь
Кстати,
еще одно направление в заучивании иностранных слов тоже связано с мотивацией. Я
имею в виду такой подход, когда язык изучается на примере каких-то текстов.
Например, на примере текстов песен любимых исполнителей. На SubscribeRu есть,
если не ошибаюсь, аж целых несколько таких рассылок. Берется текст песни,
дается перевод, комментарии и т.д.
Здесь
я вижу явную аналогию с тем, что нам люди присылают свои слова, которые по тем
или иным причинам для них являются “трудными” для запоминания. И в том, и в
другом случае имеет место быть хороший мотивационный потенциал. Я сам с
удовольствием бы почитал текст Beatles с переводом :)
Кстати,
обратите внимание, что у каждого эти “трудные” слова разные. И как пишут сами
наши читатели, бывает порой действительно удивительно наблюдать, как у одних
людей из памяти выпадают одни слова, а у других - совершенно другие, как иногда
“трудным” оказывается для кого-то слово, которое для тебя казалось таким легким
и т.д.
Психоанализ
и архетипы
А
можно вспомнить еще и психоанализ! Сколько нюансов связано с нашим
бессознательным, подсознанием и т.д. Классический вопрос - почему у одних
забываются эти слова, а у других людей - другие? А можно ведь поставить вопрос
и наоборот - почему такие-то слова запоминаются быстро?
Или,
взять хотя бы те же юнговские архетипы, причем не только глубинные, древние, но
и те, которые формируются сегодня.
Живой
пример- мы придумали запоминалку на слово head - голова, а Светлана Ж.
прислала нам свой вариант, который связан, ассоциируется с сегодняшним днем -
скинхед.
Обратите,
кстати, внимание на слова в предыдущем предложении - сплошные узелки и связи :)
Память,
мышление и воля
Наконец,
еще одно ответвление, психологическое. Память связано с мышлением, а мышление,
в свою очередь, как ни странно это покажется, связано с волей.
Вспомните,
в религии, что бог дал человеку? - Бессмертную душу!
А
что такое душа? - Иногда считают, что это разум. На самом деле первое, что бог
дал человеку - это частичку самого себя, а именно - частичку божественной воли,
способности противостоять внешним обстоятельствам и поступать в соответствии со
своими желаниями.
И
уже потом появляется разум, мышление, как осознавание своей воли и управление
своей способностью действовать. А вот память в этом процессе занимает очень
даже непростое место. Не зря ведь богиня Мнемозина у древних греков
была матерью всех муз.
И
мне думается, что запоминание и волеизъявление тоже имеют между собой какую-то
внутреннюю связь. Если мы чего-то хотим и мы это делаем, то определенным
образом это отражается в нашей памяти. И наоборот, если мы запоминаем, то это
определенным образом отражается на нашей способности двигаться в нужном нам
направлении, делать то, что нам нужно.
Так
что, как видите, на эту тему ассоциаций есть много и разных
Паутинка
зашевелилась, искорки по узелкам побежали :)
С уважением
Команда проекта
* Сергей Диборский – руководитель
проекта, главный редактор
* Капитан Мнемо – креативный
директор
* Alex Blaster - технический
директор
* VerStalker – верстка текстов
рассылки, рисунки
* Vlad Hireal - технический
администратор сайта
* Ilia Register - технический
администратор сайта
* Ellis Ling – научный
консультант проекта по вопросам филологии и лингвистики
* Aline Ru – промо-менеджер
* Max Gorec - редактор
* Nika Zafferano - редактор
* Андреас Аорвидас - редактор
* Jack Roscherk – художник
О проекте
Если Вам нужно запомнить
«трудное» английское слово, пришлите его нам (zapominalki@gmail.com) и мы придумаем для
него специальную запоминалку
Обратная связь
Поделитесь, пожалуйста, своими
впечатлениями об использовании запоминалок с другими читателями – пишите нам на
zapominalki@gmail.com
Donate
Поддержать нас – морально и материально - можно здесь
Наши планы на ближайшее будущее
- Текущая разработка запоминалок по заявкам
читателей
*В ближайших выпусках запоминалки к словам – third, donate, within, behaviour, exhausted
- Новая платежная система (оформляются
дополнительные сервисы)
- Новый словарь запоминалок (редактируется)
- Темы «интересностей» в работе:
*Люди, которые все помнят (написан первый материал о человеке
«Ш», память которого не знала границ; поставлено в очередь на публикацию)
Если страницы сайта «не грузятся»,
попробуйте немного подождать или перезагрузите страницу. Дополнительную
информацию на эту тему можно прочитать здесь
Сергей Диборский,
Капитан Мнемо, команда Интернет-проекта «Запоминалки для английских слов». (www.zapominalki.ru),
2008-2009 г.г.