[English together] каким должен быть идеальный преподаватель иностранного
Дискуссионный лист "Давайте изучать английский язык вместе"
...........................................................
КАК ДОНЕСТИ ЯЗЫК И НЕ ИСПОРТИТЬ
И каким должен быть идеальный преподаватель иностранного
Учитель такая профессия, с которой каждый знаком не понаслышке. Видели,
знаем. Школа, вуз, курсы вождения или кройки и шитья, секции и лекции. И каждый
для себя решил, каким должен и каким не должен быть учитель. И что вообще от
него требуется: чтобы научил, чтобы запомнился, чтобы не навредил?
В школе и в вузе выбирать, как правило, не приходится. Преподаватель достается
такой, какой есть. Но в какой-то момент становится понятно, каких знаний действительно
не хватает, и мы готовы заплатить за то, чтобы получить их. Часто это именно
иностранный язык. Для поступления в вуз, для работы, для того чтобы работу поменять
или просто потому, что сегодня без языка никуда.
Какими качествами, знаниями, умениями должен обладать преподаватель иностранного
языка, чтобы слушатель не потратил деньги и время впустую?
Об этом мы беседуем с Оксаной ЛЕБЕДЕВОЙ, руководителем учебно-методического
отдела Denis School, международной системы школ иностранных языков.
Я спрашивала у своих знакомых, какой преподаватель иностранного языка
идеален для них. Большинство на первое место поставили личные качества харизматичность,
внимательность, творческий подход, на второе: уровень владения языком и профессиональные
навыки умение обучать, объяснять доходчиво и подробно, на третьем оказались
образование (вуз) и опыт работы. Каждый основывается на своем собственном опыте
и ищет то, чего ему не хватало когда-то.
Есть объективные характеристики знания и качества, которыми должен обладать
идеальный преподаватель. Высшее профильное образование и высокий уровень владения
языком это само собой разумеющиеся вещи. Очень важно для преподавателя умение
адаптировать свою речь для слушателей и объяснять очевидные для него самого понятия
просто и доступно. Бывает, преподаватели учат так же, как их учили в вузах, но
у слушателей совершенно другие цели, им не нужна грамматика в таком объеме, как
лингвистам, им нужен реальный язык общения. Кроме истории и культуры, им важно
знать о современной жизни стран изучаемого языка.
Я бы еще выделила умение работать с учебными пособиями и умение преломить
любой учебник под нужды слушателя. Все эти умения и навыки легко реализуются
с помощью методики. По такой методике работают преподаватели Denis School. Поскольку
методика разрабатывалась совместно с психологами, она учитывает также то, как
люди лучше усваивают информацию: аудиалы, визуалы, кинестетики и их метапрограммы:
возможностные, процедурные. Кто-то легче запоминает то, что видит, кто-то на
слух, а кому-то нужно изучать язык в деятельности. Если мы говорим о метапрограммах,
процедурным нужна четкая система действий. Материал должен подаваться структурированно.
Пока они не поймут одно, им сложно перейти к другому. А возможностные, наоборот,
умирают от скуки при выполнении четко последовательных действий.
Учительские стили бывают разными. Можно транслировать знания, не очень
заботясь о том, что усвоил ученик, это скорее западная модель. Наш преподаватель,
как говорят дети, больше достает: он будет биться за то, чтобы все усвоили, взяли
материал. У кого лучше учить язык у русскоязычного преподавателя или у носителя
языка?
Мы привыкли со школы: нам все объясняют, разжевывают, требуют и заставляют.
На Западе же преподаватель помощник, который все необходимое даст, но возьмет
ли ученик решать ему самому. Учение личное дело каждого, и никто не будет дополнительно
требовать и заставлять. Вряд ли англоязычный преподаватель будет учитывать ваши
личные особенности и цели их должны знать вы. В обучении иностранным языкам
носитель живого языка может поддерживать уже имеющиеся знания, но для начального
курса лучше русскоязычный преподаватель.
Бывает, после занятия с носителями языка слушатели жалуются, что преподаватель
не объяснил что-то, не исправил ошибки, не уделил должного внимания. Но у него
и у нашего слушателя разные модели урока, со своей стороны он делал все правильно,
только мы привыкли к другому: разные традиции образования, модели поведения преподавателя
и ученика.
Но и запросы у слушателей бывают разные. Кому-то удобно, чтобы с него
требовали пожестче, потому что он привык именно к таким отношениям с учителем
или потому что без этой требовательности трудно заставить себя заниматься. Кому-то,
наоборот, невыносим контроль, и общаться, даже с учителем, хочется только в режиме
сотрудничества, равного партнерства. Так что вряд ли можно говорить об идеальном
преподавателе, скорее о преподавателе, подходящем именно для этого ученика.
Важно ли при выборе преподавателя его образование: вуз, ученая степень,
курсы повышения квалификации, сертификаты?
К сожалению, имя вуза и крутизна сертификата практически никак не влияют
на качество преподавания, а вот уровень интеллекта и образованность играют большую
роль.
Количество сертификатов и других регалий свидетельствует лишь о любви
к учебе. Важно любить обучать, а не только обучаться самому. Конечно, необходимо
постоянно повышать свой профессионализм, но важно понимать, каких именно знаний
и умений не хватает.
Работая с большим количеством преподавателей (их в Denis School более
170) выпускников разных вузов, имеющих опыт работы в различных образовательных
учреждениях, мы постоянно проводили тренинги и семинары. Постепенно возникла
идея создать DS University: обучая преподавателей, важно дать большой методический
блок, технологии обучения детей и взрослых, конфликтологию, тайм-менеджмент,
личную эффективность, актерское мастерство, компьютерную грамотность.
Можно ли научиться быть преподавателем или им надо родиться?
Главное любить свое дело. Если не хватает опыта и знаний, их можно приобрести.
Отсутствие опыта это недостаток быстропроходящий.
Преподаватель это актер: всегда с людьми, всегда на людях, всегда игра.
И чтобы тебя признали как профессионала, надо постоянно работать над собой, надо
трудиться, надо посвятить себя профессии, и тогда успех обеспечен.
На любые вопросы наши специалисты готовы ответить по телефону: 933-21-21.
Беседовала Людмила РЫБИНА
Вместо комментария:
Приходится ли вашей компании доучивать педагогов после вузов и практики
работы в разных учебных заведениях? Если да, то чему именно?
Я бы сказала: не доучивать, а переучивать. Наши преподаватели проходят
специальный, довольно большой курс переподготовки, прежде чем мы допускаем их
к нашим студентам. Основная наша задача при этом изменить позицию учителя с
я все знаю, я вас сейчас научу на я помогу вам изучить все, что вы захотите.
И еще: хотя мы и обучаем тому же самому английскому, которому обучают многие
другие курсы, школы, но делаем это совершенно по-другому. Это можно назвать естественным
способом изучения языка. Когда вы пошли в школу в 67 лет, хорошо ли вы говорили
на русском языке? Да. А что вы знали из грамматики к этому моменту? Сколько правил
вы могли рассказать? Получается, что грамматика не настолько важна, особенно
в самом начале обучения. Задача наших преподавателей сделать так, чтобы студент
начал говорить на английском на втором-третьем занятии. И, поверьте, это возможно.
И когда ребенок или взрослый может это делать, он перестает думать о себе, что
он не способен изучать
языки. И это самая главная его и наша победа.
Мария Шибина, исполнительный директор
организации Прикладное образование
http://2006.novayagazeta.ru/
................................
Сайт Листа - http://english4.ru