Сегодняшний выпуск рассылки «Эффективное усвоение иностранного языка. Советы психолога» подготовлен по материалам книги Б.Ц. Бадмаева «Психология и методика ускоренного обучения» (М.: ВЛАДОС, 2002. – С.12-14).
Знания или навыки?
Каждому понятно, что учить долго и плохо – необычайно дорогое удовольствие. Если это мало беспокоило людей при централизованной командной экономике, то становится нетерпимым в рыночных условиях. А можно ли учить БЫСТРЕЕ и КАЧЕСТВЕННЕЕ?
Можно.
Принято думать, что главная задача всякого обучения – дать знания, а приобретение умений и навыков – дело будущей практики. Вот это-то и неверно как с практической, так и теоретически-психологической точки зрения.
Психологический закон усвоения знаний состоит в том, что они формируются в человеческой голове НЕ ДО, А В ПРОЦЕССЕ применения их на практике (к жизни, к делу) и БЛАГОДАРЯ такому применению. Говоря проще, человек лучше всего запоминает те знания, которые использовал в каких-то собственных действиях, практически опробовал, применил к решению каких-то реальных задач. Все остальное, не нашедшее практического применения, обычно рано или поздно забывается.
Усвоение знаний является поэтому не целью обучения, а его средством: знания усваиваются для того, чтобы с их помощью сразу научиться что-то делать, а не для того, чтобы они хранились в памяти как некий багаж. С психологической точки зрения совершенно неправильно смотреть на обучение как на процесс накопления пресловутого «багажа знаний», который неизвестно для чего и неизвестно когда потребуется его обладателю. Возможно, этот «багаж» так и
останется невостребованным в «камере хранения» - в памяти.
В методическом плане принципиально по-иному решается проблема обучения применению знаний на практике: вместо традиционного предварительного сообщения обучаемым знаний и последующей организации каких-то упражнений по применению этих знаний в практических действиях, по новым методикам происходит обучение применению знаний в самом процессе овладения практическими действиями. Или еще точнее будет сказать: знания о деятельности у обучаемого формируются
в процессе овладения самой деятельностью, т.е. в процессе применения знаний на практике.
Для построения такой методики обучения необходимо ответить на три вопроса: КОГО учить, ЧЕМУ учить, а потом уже – КАК учить.
Для ответа на первый вопрос надо разобраться в психологии обучаемых, т.е. взрослых учащихся (нас с вами), которые не приемлют многое в привычных школьных и вузовских методах и приемах обучения.
Об этом и пойдет речь в следующем выпуске рассылки.