Сегодняшний выпуск рассылки «Эффективное усвоение иностранного языка. Советы психолога» подготовлен по материалам журнала Geo (октябрь 2005 г., №10, с.176-194).
Когда лучше начать заниматься иностранным языком?
Младенцы могут распознавать звуки всех языков мира. Но эта удивительная способность начинает пропадать на девятом месяце жизни. Важно, чтобы с ребенком говорили носители языка: только они в совершенстве владеют мелодикой слов и предложений. Дети, которые до четвертого года жизни постоянно находятся в двуязычной среде, способны уложить в формирующиеся нейронные сети не только оба эти языка, но и любой другой в будущем. Кроме этого, ученые доказали:
у детей, которые в раннем возрасте начинают изучать второй язык, коэффициент умственного развития выше, чем у сверстников. Им легко дается освоение знаковых систем – например, языков программирования. Взрослым в этом отношении труднее: им, чтобы выучить первый иностранный язык, нужно построить новую нейронную сеть, а это требует огромного умственного напряжения.
Что влияет на запоминание?
Важную роль в деле запоминания и обучения играет гиппокамп – небольшая область мозга. Работа гиппокампа, по мнению ученых-нейробиологов, резко усиливает синаптические связи, ускоряя запоминание. Профессор Манфред Шпитцер из Ульма считает, что гиппокамп выполняет роль своеобразного фильтра: он «пропускает» в память то, что нас заинтересовало, т.е. новую и неожиданную информацию. Отсюда еще один вывод: учебный материал должен быть «упакован»
как можно более привлекательнее, подаваться, например, в форме загадок, задач-шуток, ребусов, кроссвордов и т.д. Однако если информация подается только как развлечение, урок редко оставляет серьезные следы. А вот занятия, требующие внимания и целенаправленных интеллектуальных усилий, - надежный путь к обучению, их результаты прочно закрепляются в долговременной памяти.
Синаптическое обучение в коре больших полушарий происходит медленно. И построено оно на повторениях. Но это ни в коем случае не означает, что для эффективного овладения учебным материалом необходимы тупое заучивание и банальная зубрежка. Наоборот, секрет успешного усвоения – активировать мозг как можно более разнообразными способами, подавать ему все новые способы для рассмотрения одной и той же темы.
Так имеет ли смысл учить наизусть? Да, заучивание наизусть помогает тренировать память. Но современные специалисты приходят к выводу, что тупая зубрежка – наихудшая стратегия обучения. Только учеба с интересом способствует долговременному сохранению усвоенного. Эксперименты доказали: при монотонном зазубривании неинтересных нам слов и грамматических правил быстро наступает утомление. А вот если занятие нам интересно, работоспособность понижается
намного медленнее. Наблюдая за школьниками младших классов, российские психологи выяснили, что ребенок, у которого слабо развита логическая память, забыв при пересказе ключевое слово, не может продолжить ответ. Так проявляет себя простая память, которую ребенок пустил в ход для механического заучивания. А логическая память помогает запоминать не тексты, а смысловые схемы, что значительно упрощает задачу обучения.
Самое трудное – не запомнить отдельные факты, а установить взаимосвязи между ними. Механическое зазубривание неэффективно, это потеря времени. Освоение фактов должно быть помещено в такой контекст, который бы сам по себе интересовал ученика и стимулировал его интеллектуальные усилия. В этом случае у нашего мозга больше шансов сохранить в памяти выученный материал.