Трансовость общения - это, быть может, главный критерий его ценности или разрушительности. Хорошее общение раскрепощает, немного пьянит.
Отношение к трансу у человека такое же неравнодушное, как и к сексу (секс - это один из видов транса), но оно в еще меньшей степени, чем отношение к сексу, осознано.
Страх перед трансом интенсивнее и глубже, чем могло бы показаться. Страх, однако, можно успокоить...
Желание быть ведомыми в транс - туда, где любят, понимают, туда, где все получается само собой, где можно забыть о суете сует, где можно расслабиться, где не надо себя контролировать - тоже интенсивнее и глубже, чем можно было бы предположить.
Все эриксоновские техники строятся на сотрудничестве - не столько с сознанием, сколько с бессознательным, стремящимся к трансу. Отрицательный транс тоже наводится через сотрудничество, но совсем другого рода - через послушность, вызванную страхом.
Дальше предлагается интегральный алгоритм, помогающий понимать общение, как интегральный алгоритм быстрого чтения понимает помогать читаемое. Чтение, обратите внимание, - это общение с автором, и при чтении используются те же навыки, что используются при любом общении.
Предлагается научиться в общении всегда чувствовать:
Степень недоверия, противостояния
Психологическую дистанцию
Ценность общения, значимость его
Трансцендетность, таинство, глубину
Теперь то же, но совсем коротко и только положительно:
Доверие
Близость
Ценность
Глубина
С теми, для кого наши ценности ценностями не представляются, нам ловить нечего. С теми, кто по жизни избегает глубины, тоже, в общем-то, каши не сварить. То есть последние две позиции - это скорее о выборе партнера, чем о выборе манеры общения.
Что же касается доверия и близости - тут от нас многое зависит. Обо всем этом поговорим подробнее...
Илья Шальнов Проблемы проблемного обучения или контрреволюция в начальной школе
Причины перехода к новым формам обучения
Экономика прошлого века была ориентирована на копирование образца. Сделать каждую следующую пару ботинок (копию) было почти также трудно, как сделать первую - образец. Соответственно, ценились люди, способные воспроизводить действия, которым их научили. Соответственно, и школа стремилась поставлять тех, кто был способен осваивать и выполнять шаблонную работу.
В наше время копирование образца может практически ничего не стоить: создать и раскрутить Windows – миллиарды долларов, скопировать диск – несколько центов. Создать процессор и наладить производство - дорого, растиражировать - копейки. И даже построить дом физически малозатратно: тут договариваться сложно, а не строить.