Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Иностранные языки - самостоятельно. Постановка произношения


Алексей ВИНИДИКТОВ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ - САМОСТОЯТЕЛЬНО
Выпуск от 21 июля 2006 г.

"Делай, что можешь, с тем, что у тебя есть, и там, где ты находишься".
Теодор Рузвельт

Постановка произношения

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня вы узнаете, почему важно ставить правильное иностранное произношение.

В этом вам поможет начало новой книги Елены Владимировны Авериной "Постановка немецкого произношения". Хотя в книге речь идет о постановке немецкого произношения, содержащиеся в ней советы будут полезны при изучении любых других языков.

Елена Владимировна принимает предварительные заявки на книгу "Постановка немецкого произношения". Книга будет распространяться в электронном виде на компакт-диске вместе со звуковым материалом в формате MP3.

По всем интересующим вас вопросам вы можете написать Елене Дмитриевне по электронной почте: eaverina@yandex.ru или позвонить по телефону в Санкт-Петербурге 598-82-23

Загляните также на сайт e-averina.narod.ru.

Приятного и полезного чтения!

Ваш,
ведущий рассылки
Алексей Винидиктов

Аверина Е.Д. Постановка немецкого произношения

Текст книги

(выделение жирным  означает ссылку на дополнительный текст, который расположен справа)

Дополнительный текст читайте, когда увидите выделенное жирным шрифтом слово.

Здравствуйте, дорогой друг!

Усаживайтесь поудобнее и давайте побеседуем с Вами о том, почему так важно при изучении нового языка осваивать  и новое произношение, и с какими трудностями это связано.

 

При общении с иностранцем имеется две разные задачи:

1.    сказать то, что Вам хочется, и

2.    понять то, что сказали Вам.

В первом случае Ваш речевой аппарат (язык и губы, взаимодействующие с зубами и небом, глотка и гортань),  производит определенные звуки. Чтобы звуки, производимые Вами,  были похожи на звуки, к которым привык носитель языка, Вы должны натренировать те самые мышцы, которые натренированы у носителей языка, т.е. выработать навык их молниеносного правильного напряжения и расслабления. Сравните  =>

А как скоро вырабатывается навык?

Об этом знают психологи. В зависимости от способностей к подражанию и обучению необходимо число повторений одного движения от 12 до 240. Космонавты тренируют одно и то же движение до 900 раз подряд. («Хотите помочь ребенку учиться успешно, легко, радостно?» Норма, СПб, 2004, с.5). Вот это, пожалуй, и будет той основной трудностью, которую нам придется преодолеть. Но мы постараемся сделать так, чтобы это было интересно.

Рисунки мышц и разных положений языка при говорении на иностранном и русском языках Вы можете найти  в любом учебнике по фонетике изучаемого Вами языка.

 

Сравните рисунки положений языка при произнесении сходных звуков в двух языках.

Если двигаются не те мышцы, у иностранца возникает не тот слуховой образ и он не узнает слова родного языка. В немецком языке есть звук Knacklaut , т.е. щелкающий звук, который произносится  перед гласным в начале слова и корня. Если его не произнести, второе слово будет восприниматься как часть большого слова. Я сама была свидетелем того, как немец не мог понять после пятикратного повторения, что имелось ввиду, когда перед вторым словом этот звук не был произнесен: für alle немец восринял как одно слово füralle , но такого слова нет в немецком языке.

Во втором случае, когда Вы стараетесь понять то, что Вам говорят,  Ваше ухо улавливает слуховые образы, создаваемые во время общения с иностранцем. Понимание речи прежде всего зависит от умения узнать эти образы (их называют энграммами). Узнавание происходит при сравнении того, что Вы слышите, с той энграммой, которая отпечаталась в Вашей памяти в процессе учения. И если последняя запечатлелась неправильно, Вы не узнаете знакомого слова       

  и поэтому не поймете, что Вам говорят.

Вот, оказывается, когда зарождается проблема непонимания иностранной речи и неумения говорить.

Когда я училась в университете в 50-х годах прошлого века, нас учили произносить переднеязычное r и, приехав в Германию, я не узнавала такие слова как wir (мы) и vier (четыре), поскольку они звучали как wia и via

Речь – есть функционирование многоуровневой системы речевых механизмов.

  В фундаменте системы лежит механизм «опознания и воспроизведения длинных звуковых последовательностей». Там, где его формированию не уделяется достаточно времени, чтобы набрать нужное число повторений, фундамент не создается и потому не происходит и формирования речевых механизмов более высоких уровней. Вот почему человек не может говорить.

Посвящая свое время постановке произношения и освоению интонации нового языка, Вы будете целенаправленно формировать три подсистемы, лежащие в основе системы речевых механизмов (1 - 3) и подготовите мозг к работе на более высоких уровнях системы «язык». Не жалейте времени на эту работу. Помните: «Тише едешь, дальше будешь!» или, как говорит немец: « Eile mit Weile ».

Принимаясь за эту работу, важно понимать, что при  освоении языка мозг сначала запечатлевает звуковые образы, содержание же их усваивается с некоторым отставанием.(нейрофизиолог Н. П. Бехтерева).

 Этот процесс записи в память звуковых образов можно сравнить с введением данных в память компьютера. Пока данные не набраны, странно ждать от компьютера, что он сможет ими оперировать. А при изучении языка большинство учеников, да и учителей тоже, именно так и поступают. Прочли один раз новый текст, перевели его на родной язык и считают, что задача выполнена. На самом деле все, чем мы хотим в дальнейшем владеть, нужно сначала заучить настолько прочно наизусть, что мозг при появлении первого слова синтагмы или предложения будет непроизвольно выдавать следующие. Почему не наступает понимания? Потому что в памяти отсутствуют энграммы, соответствующие читаемым словам, поскольку их запечатлению ранее не было уделено достаточного внимания.

Подведем итоги:

освоение интонации и правильного произношения с помощью многократного повторения вслед за носителем языка фонетических упражнений важны не просто потому, что человека с плохим произношением неприятно слушать, но, прежде всего, потому, что без этих упражнений он вообще не начнет говорить и понимать.

Поэтому займитесь созданием в Вашем мозгу энграммм тех слов и тех групп слов, которые после завершения фонетического курса вам встретятся в уроках. Как будет потом приятно узнать, что именно они означают. А пока это тайна, не нужно ее разгадывать, это нам только помешает, отвлекая наше внимание от звуковой стороны языка.

Взрослому человеку гораздо труднее запечатлеть звуковую последовательность, чем запомнить, какой она имеет смысл .

Ведь в первом случае работает механическая память, которая с возрастом  сдает свои позиции логической памяти.

 

 

Структура системы речевых механизмов

( читайте таблицу снизу вверх )

9. опознание и воспроиз-ведение  моделей текстов
8. опознание и воспроиз-ведение синтаксических моделей
7. опознание и воспроиз-ведение  семантических моделей
6. опознание и воспроиз-ведение моделей словообразовательных
5. опознание и воспроизве дение  корней слов
4. опознание и воспроиз-ведение морфологич t ских   мод.
3.   опознание и воспроизведение букв
2.   опознание и. воспроизведение звуков
1.   опознание и воспроизведение  длинных звуковых последовательн.

=====================

 

 

Copyright 2002-2006, Алексей ВИНИДИКТОВ

В избранное