Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Иностранные языки - самостоятельно #44 : Эмоционально-смысловой подход


Информационный Канал Subscribe.Ru

Алексей ВИНИДИКТОВ

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ - САМОСТОЯТЕЛЬНО

Выпуск 44

Алексей Ермаков. Стань полиглотом.

Глава 3. Какие методы изучения языков Вам предлагают? (продолжение)

Эмоционально - смысловой подход к освоению языка.

Основателем данного метода является Игорь Юрьевич ШЕХТЕР. Он категорически не согласен с традиционным подходом изучения языков, согласно которому освоение иностранного языка нужно строить через объяснение и заучивание его структуры. То есть, изъясняясь на неродном языке, человек якобы должен знать, какими грамматическими категориями он оперирует, из каких элементов строит свою речь и каковы их функции. И все это нужно выучить, а затем сознательно употреблять в своей речи. Предполагается, что когда Вы говорите, то в голове автоматически перебираете падежи, склонения и спряжения, а также временные формы и т.п.

В древности не было письменности, не существовало и самого понятия грамматики, но люди говорили и даже слагали стихи. У некоторых народностей вообще отсутствовала письменность. Но ведь неграмотные люди, как ни странно, умеют говорить. Ни одной матери на свете не приходило в голову посадить свое малолетнее чадо за парту, чтобы научить разговаривать.

Язык описывается, изучается, классифицируется языкознанием, оно устанавливает его закономерности, определяет его литературную норму. Но все это вторично. Язык не может быть превращен в статическую систему, в свод правил, употребление которых достигает автоматизма. Главная его задача ? объединять людей через разговорную речь, через обмен информацией, устной и письменной, общение людей друг с другом, но и это еще не все?

К языку нужно относиться не как к средству общения, а как к средству общения для решения жизненных задач. Тогда человек сможет говорить свободно, раскованно и не на уровне значений, а со смыслом.

Существует немало методик обучения иностранным языкам,  но они направлены в первую очередь на то, что надо сделать с иностранным языком, чтобы человек им овладел. И тут начинается грамматика, фонетика, словари, бесконечные комплексы упражнений. В конечном счете они не могут отойти от традиции и все опять сводится к той же самой зубрежке. Но есть другой путь - путь развития.

Язык нельзя конструировать ? он внутри нас, он порождается, а не строится. Из этого и исходит эмоционально-смысловой метод И.Ю. Шехтера. В противоположность всем остальным методам он обращен на то, что надо делать с человеком, чтобы тот овладел чужим языком.

Все обучение делиться на три периода, разделенных между собой перерывами от одного до трех месяцев.

Первый период делится, в свою очередь на два этапа. На первом происходит предъявление речевых высказываний на уровне смысла, т.е. обеспечение возможности слушать ? понимая. Не списки отдельных слов (это только "значения") и не фразы, составленные из этих слов ? они все бессмысленны, так как смысл не есть сумма значений слов ? смысл это когда ясно почему кто-то так сказал и для чего он это говорит. До тех пор пока человек в струящемся ручейком потоке чужой речи не станет распознавать в словах смысл услышанного, он не преодолеет страх перед своей неспособностью овладеть иностранным языком. Ведь на своем родном языке нормальный человек всегда говорит со свойственным ему личностным смыслом, который наполняет всю его жизнь.

Бессмысленно на родном языке не говорит никто, и заставить человека говорить бессмысленно на чужом, значит, прежде всего, лишить его собственного человеческого достоинства.

Второй этап есть организация занятий, которые человек может прожить, общаясь на чужом языке. Для того, чтобы ему хотелось заговорить, ученика постоянно вовлекают в динамику изменяющихся событий. Ему предлагается самому решать свои, возникающие при этом, проблемы, совместно с партнерами, с их так же как и у него заранее не предвиденными реакциями. Таким образом достигается развитие речевой инициативы ? главного фактора освоения чужого языка.


RB2 Network

 

После такого курса человек начинает сам изъясняться на неродном языке при решении своих жизненных задач в условиях городской жизни, начинает читать прессу и несложные информативные материалы. Чужой язык становится своим.

 На 2-ом периоде обучающийся знакомится с правилами грамматики и особенностями произношения, уже говоря и читая, так что это знакомство направлено главным образом на нормирование и коррекцию активной речи и чтения. Устная практика предполагает участие в речевых формах деловой жизни: конференции, круглом столе, совещании, защите проекта и т.п. От чтения газет и журналов переходят к чтению книг и литературы по специальности.

На 3-ем периоде усложняются условия устного общения: теперь человеку предлагается участвовать в дискуссиях, отстаивая свое мнение, и опровергая мнение оппонента; производится анализ прочитанных произведений разных авторов; практика в устном последовательном переводе и реферировании. Продолжается коррекция речи, расширяется грамматический комментарий. Кроме того, происходит просмотр  художественных фильмов на иностранном языке без перевода и обсуждение их достоинств и недостатков.

Эмоционально-смысловой метод предполагает в дальнейшем прохождение курса так называемой ?пропедевтики? в течение двух недель ежегодно для поддержания и развития приобретенных форм владения чужим языком.

Многолетняя практика обучения чужому языку по эмоционально-смысловому методу (подготовлено свыше 2500 преподавателей, работающих в 123 городах и обучающих по этой системе 22 языкам в России, других странах СНГ и за рубежом) свидетельствует о несомненной жизненности данного подхода, его направленности в будущее, на перспективу его развития в наступившем XXI столетии.

Продолжение следует...

Copyright © Алексей Ермаков <aler77 AT mail DOT ru>

Обсудить статью можно здесь
 


Наши партнёры

English Online
Интернет-Репетиторство, Бюро Переводов и многое другое...

FLUENT ENGLISH Educational Project
Учебный проект для начинающих, продолжающих, закрепляющих и даже развлекающихся. Каждый выпуск наших рассылок - небольшой, но качественный вклад в вашу копилку английских знаний и умений. На сайте проекта вы найдете полный архив выпусков, тесты, обучающие программы, литературу на английском и много другой полезной информации. Работает дискуссионная группа, есть специализированный магазин.

 

 

До встречи!

Искренне ваш,
Алексей Винидиктов.
self-teaching@vinidiktov.ru

Оставляю за собой право публикации в рассылке приходящих на мой адрес писем, связанных с темой рассылки, если в них явно не указано, что они не подлежат опубликованию. Если вы хотите, чтобы на ваше письмо ответили читатели рассылки, оставьте свой электронный адрес в подписи к письму, и тогда я, помещая ваше письмо в рассылке, опубликую и ваш e-mail.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное