Психология изучения иностранного языка Стратегии усвоения языыка
Муж и жена, мои знакомые, часто путешествовали по миру. В активе жены было от силы около десятка английских слов: "yes", "no", "how much?". Тем не менее, находясь в чужой языковой среде, она чувствовала себя вполне комфортно: легко и непринужденно общалась с персоналом гостиниц, в магазинах, пыталась торговаться - в общем, схватывала все на лету. Ее муж, изучая ранее английский язык, норовил отмолчаться, постоянно заглядывал в словарь. Если общался - то, что называется, по делу.
При этом говорил медленно, тщательно выверенными фразами.
Усвоение иностранного языка будет гораздо более эффективным, если учитывать психологический тип ученика.
По мнению языковых психологов, существуют 2 стратегии овладения языком:
коммуникативно-речевая - стратегия "РЕЧЬ";
когнитивно-лингвистическая - стратегия "ЯЗЫК".
В основе этих стратегий лежат различные стили поведения, восприятия, взаимодействия с окружающими. Коммуникативно-речевой тип является более эмоциональным, личностно "окрашенным". Его представителям - "коммуникаторам" - присущи активность, общительность, энергичность, экспрессивность, живость, гибкость, беспечность, открытость, интерес к совместным действиям. Когнитивно-лингвистический тип более внимателен к интеллектуальному содержанию. "Лингвисты", в противоположность
"коммуникаторам" осторожны, медлительны, малоразговорчивы и обстоятельны.
Индивидуальные стратегии овладения языком у большинства из нас достаточно устойчивы и формируются под влиянием тех или иных базовых природных задатков. Эти стратегии не зависят от уровня образования, вида деятельности, от возраста, от семейного воспитания и т.д.
"РЕЧЬ"
"ЯЗЫК"
Интуитивно чувствует, что означают незнакомые слова и выражения, которые слышит впервые.
Успешно осваивает язык, только уяснив правила грамматики, изучив структуру языка.
Работа со справочниками по грамматике, заучивание выражений по
разговорникам для него неэффективны - считает их утомительными,
скучными и сложными.
Обращается к словарям, справочникам, статьям или другим учебным материалам.
Потребности изучать язык прагматические: обучение, работа, поездки. Изучение языка, который "актуален".
Потребности изучать язык интеллектуально - познавательные - например, для самосовершенствования, саморазвития.
Рекомендуется процесс обучения сделать как можно более эмоциональным и увлекательным: сценки, диалоги, игры, песни.
Рекомендуется интересный, сложный для усвоения, проблемный учебный материал.
Импульсивность в осуществлении учебной деятельности - берется за
обучение "по настроению", может бросить курсы, не доучившись до конца.
Быстро пресыщается однообразием.
Серьезное, вдумчивое отношение к обучению, упорство в достижении цели.
Преобладание непроизвольного запоминания
Преобладание произвольного запоминания.
Лучше усваивает информацию на слух. Рекомендуется прослушивание аудиозаписей, просмотр фильмов.
Преобладание зрительного восприятия. Рекомендуются наглядные материалы - записи, карточки, таблицы.