Немецкий язык, быт и образ жизни глазами русского, или стоит ли бояться немецкого языка?
Deutsche Literatur III
Добрый день, уважаемые подписчики. В третий раз мы встречаемся с Вами, чтобы обсудить немецкую литературу, точнее, её жанры и формы. Мы уже добрались до 16 века и полностью рассмотрели литературу эпохи Средневековья. Давайте перейдём к Возрождению и посмотрим, какое же влияние оказала великая эпоха на немецкую литературу.
12. В немецком гуманизме 16 века был очень популярен особый литературный жанр, высмеивающий глупость. Он получил название "литература о глупцах" - Narrenliteratur. Виднейшим представителем этого литературного жанра был немецкий гуманист С. Брант (1457-1521). Он прославился своей сатирой "Корабль глупцов" - ?Das Narrenschiff? (1494). В русском переводе есть ещё одно название - "Корабль с глупцами". Хотя в литературе это произведение
переводится как "Корабль дураков". Это была едкая сатира на человеческие пороки. В произведении нет человеческих образов, "героями" выступают 111 человеческих пороков, которы С. Брант собрал и поместил на одном корабле. Корабль отправляется в страну Narragonien (обратите внимание на это "говорящее" название), но наверняка потерпит крушение в пути. С. Брант хочет сказать, что гибель ожидает ту страну, которая не в состоянии излечиться от своих многочисленных пороков. Единственное спасение - в разуме, в
подлинной науке, способных излечить общество от нравственных недугов. Сатира Бранта выдержала множество изданий (с 1494 по 1512 - десять переизданий) и оказала большое влияние на развитие сатирической литературы в Германии. Продолжателем сатирических традиций немецкой литературы выступил Томас Мурнер (Thomas Murner, 1475-1536). Его произведения отличались социальной остротой. Лучшие сатиры Мурнера - Narrenbeschwörung ("Заклятие глупцов") и Schelmenzunft ("Цех плутов"). Делая традиционные
для всей бюргерской литературы выпады против щёголей, модниц, выпивох, девиц лёгкого поведения и т.п., Мурнер всю силу своего гнева обращает против социальных язв общества. Выдающееся место в истории немецкого гуманизма занимает, бесспорно, Эразм Роттердамский (Desiderius Erasmus, 1469-1536). Наибольшую известность ему принесло произвдение "Похвала глупости" - ?Das Lob der Torheit?, 1509, lat.: ?Moriae encomnion?. Это сатира, написанная под известным воздействием "Корабля глупцов" Бранта. Эразм
Роттердамский заставил Глупость (Морию) произнести панегирик самой себе, чтобы показать, какое место она занимает в жизни людей. Он вскрыл и осмеял многие пороки современного ему общества.
13. Рассмотрим теперь вид немецкого театра 15-16 веков. Я говорю о так называемом "фастнахтшпиле" - das Fastnachtspiel - буквально "масленичная игра". Эти небольшие стихотворные комедии были распространены в Германии в 15-16 веках. Фастнахтшпили возникли из представлений ряженых на масленицу, когда молодёжь импровизирует небольшие сценки, пересыпанные грубыми шутками, в которых в комическом виде воспроизводились различные происшествия из обыденной
жизни. Постепенно фастнахтшпили начинают затрагивать вопросы политики и религии. Особое развитие фастнахтшпиль получил в Нюрнберге. Крупнейший мастер этого жанра - Ганс Сакс (1494-1576). Наиболее известные фастнахтшпили: ?Das Narrenschneiden? - "Извлечение дураков" (1557). В этом произведении исцеление человека от пороков изображено как занятная операция. Врач извлекает из чрева человека различных дураков: хвастунов, спесивцев, скупцов, обжор, распутников, склочников, лентяев. ?Das fahrende Schüler
im Paradies? - "Странствующий школяр в раю" (1550). Здесь высмеиваются крестьянское невежество и глупость.
14. В эпоху Возрождения впервые возникает анонимная литература, рассчитанная на массового читателя. Это так называемая "народная литература" )точнее, "литература для народа") - die Volksliteratur. Она выходит в свет, как правило, в лубочных изданиях, снабжённых гравюрами на дереве. Распространителями её были, как правило, коробейники, разносившие книги вместе с различным мелким товаром по сёлам и городам. Авторы этих сочинений неизвестны.
Народная литература была разнообразна. Она включала в себя рассказы о животных, шванки, баллады, песни. Но самое видное место в ней занимают большие повествовательные произведения - народные книги - Volksbücher. К ним относятся переложения различных средневековых легенд. Но были и вполне оригинальные книги - плод народного творчества. Среди них наибольшую известность приобрели "Тиль Эйленшпигель", "Шильдбюргеры", "История о докторе Иоганне Фаусте". Первая настоящая немецкая народная книга
- книга о Тиле Эйленшпигеле (нам он известен по книге бельгийского писателя Шарля де Костера "Легенда о Тиле Уленшпигеле и Ламме Гудзаке", 1867). ?Ein Kurtzweilig lesen von Dyl Ulenspiegel? - "Занимательная книга о Тиле Эйленшпигеле". Книга вышла в 1515 году на нижненемецком диалекте. Рассказы о Тиле Эйленшпигеле стали складываться ещё в 14 веке вокруг реально существовавшей личности, известной своим остроумием и озорными проделками. Возник собирательный образ народного балагура, весельчака, крестьянского
парня Тиля Эйленшпигеля, который высмеивал попов, дворян, купцов и т.д. Он аккумулировал народное жизнелюбие, любовь к шутке, веру в торжество справедливости. Книга ?Die Schildbürger? - "Шильдбюргеры" - это сборник шванков о глупцах. Предметом осмеяния здесь выступает бюргерство, его стремление отойти от общественных дел и жить только своими домашними интересами. Когда-то шильдбюргеры (житель города Шильда) слыли мудрецами. Их приглашали советниками в различные государства. Но в результате этого
жизнь в Шильде замерла. Женщины потребовали возвращения своих мужей на родину, а чтобы избежать в дальнейшем приглашения на службу в чужеземные края, шильдбюргеры "начали спасаться от великого ума глупостью". Так они построили ратушу, забыв прорубить окна; они решили сеять соль; чтобы избавиться от кота, они решили сжечь его вместе с амбаром, где он жил, и т.п. Третья известная книга - ?Historia von Dr. Johann Fausten?. Фауст - лицо историческое. Он жил в первой половине 16 века, рекламировал себя как
искусного врача, мага, хироманта, но больше был известен как шарлатан, пользующийся суеверием народа. Жизнь Фауста стала обрастать небылицами. В результате возникла легенда о Фаусте, который якобы для удовлетворения своей любознательности и земных влечений продал душу дьяволу. В 1587 году во Франкфурте-на-Майне вышел в свет печатный вариант легенды под названием "История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике". Автор книги так и остался неизвестен.
15. Закончить свой рассказ сегодня хочу так называемой гробианской литературой - der Grobianismus; die grobianische Dichtung. Этот жанр литературы 16 века был тесно связан с бюргерскими слоями. Эта литература в сатирическом ключе изображала грубое, неприличное поведение, преимущественно за столом. Авторы гробианских книг приводили множество примеров того, как не надо вести себя и как можно положительно повлиять на поведение бюргерского сословия.
Своё название эта литература получила от "нового святого" Гробиана (из "Корабля глупцов"), которому поклонялись любители всяких непристойных дел. Видным представителем этой литературы был Фридрих Дедекинд (около 1525-1598), который написал поэму ?Grobianus? (1549). Поэма написана на латинском языке. В 1551 году Каспер Шайдт, гуманист, директор школы, перевёл с большим успехом эту поэму на немецкий язык - ?Grobianus, von groben Sitten und von höflichen Gebärden?.
На 16 веке мы заканчиваем обсуждение литературных течений эпохи Возрождения. В 17-18 веках немецкая литература вступает в новый этап своего развития. Об этом я Вам расскажу в следующий раз. Тогда же мы поговорим и о различных формах романа, которые существовали или существуют и по сей день в немецкой литературе, включая и всеми любимый бульварный роман - der Schundroman. До встречи!