Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Английский язык в 1 классе: за и против.


Эффективный курс английского языка для детей «УЧИ – ЛЮБЯ, УЧИСЬ – ИГРАЯ!»

Методический центр Валерии Мещеряковой

«I LOVE ENGLISH»

            Здравствуйте, уважаемые коллеги и друзья!

Мы рады видеть Вас в нашем выпуске!

 

Кто к нам присоединился недавно, советуем познакомиться с материалами трех предыдущих выпусков:

Архив нашей рассылки:

http://subscribe.ru/catalog/job.lang.iloveenglishtoo

Предлагаем Вам сегодня познакомиться с размышлениями практикующего нашу методику педагога - вместе с Янной Александровной Вайсборд, преподавателем английского языка ГОУ СОШ №19 им.Белинского, ( г.Москва), подумать над одним из актуальных вопросов раннего языкового развития детей:

 

Английский язык в 1 классе: за и против.

Казалось бы, практика последних двух-трех  лет закрыла 30-летнюю дискуссию о целесообразности раннего обучения ИЯ: оно введено повсеместно со второго, а местами даже с первого класса, и на этом в истории этого вопроса можно было бы поставить окончательную точку. Однако…

Однако за те же последние несколько лет (а в спецшколах  - за гораздо более продолжительный период) у нас накопился и некоторый опыт, и этот опыт далеко не во всем оказался положительным.

Во-первых, резко возросла загруженность младших школьников, например, у второклассников на выполнение ДЗ теперь уходит лишние час-полтора.

Во-вторых, эта загруженность возросла также и у родителей – ибо ни для кого не секрет, что ученик начальной школы не в состоянии выполнить ДЗ по иностранному языку самостоятельно – ему необходима помощь взрослого (родителя или репетитора) хотя бы – но на практике далеко не только для – организации учебного процесса: поиска нужного места на диске для прослушивания, выполнения устных, а зачастую несмотря на их декларируемое отсутствие, и письменных заданий, даже в 1 классе.

В-третьих, несмотря на возросшую нагрузку и большое количество времени, проведенного с ИЯ в школе и дома, результаты обучения наших перво-второклассников остаются очень низкими – несколько десятков слов, реже фраз, несколько песен, несколько транскрипционных значков с неясным для подавляющего большинства значением и алфавит – вот все, с чем наши дети заканчивают первый год обучения.

Но что самое печальное – и это в четвертых, the last, but not the least, к концу первого года обучения большинство детей утрачивает то яркое желание изучать ИЯ, с которым они все поступали в школу. И это значит, что основная цель обучения ИЯ на раннем этапе так, как она записана в Программе – «создание положительной мотивации у обучению ИЯ» - оказывается не достигнутой.

В итоге – «пациент скорее мертв, чем жив»,  и  снова получается, что хотели как лучше…

Почему, в чем же дело, ведь наука уже давно и убедительно доказала, что ранее обучения ИЯ ДОЛЖНО приносить высокие результаты –  не будь это трижды подтверждено и теоретически, и экспериментально, никто бы и не решился вводить эту практику на федеральном уровне. Должно приносить – но не приносит.

Возможно, все дело не в «когда», а в «как»?

На мой взгляд, взгляд практикующего 15 лет учителя англ. языка  в начальной школе, корень всех бед скрыт в том, что мы не учитываем всей специфики нашего «контингента». Нам кажется, что принципиального отличия в методике преподавания ИЯ между начальным этапом для среднего возраста и для младшего возраста – нет, ну надо только разбавить немножко процесс танцами, пеньем и стихами, но в принципе, алгоритм тот же: алфавит, транскрипция, новые слова, объяснение грамматического материала, глагол to be, диалоги и , конечно же, правила, правила, правила…

А ведь младшие школьники не то, что немного отличаются от средних, – они совсем другие.

Вот только несколько принципиальных особенностей, отличающих 1-классников от 5-классников:

- преимущественно правополушарное мышление;

- игровая деятельность как ведущая, учебная только формируется;

- слабость произвольного внимания и памяти;

- кратковременная «оперативная» память.

И это только начало списка. Его можно длить и длить, и все будет важно: острая потребность в соприсутствии «значимого» взрослого, быстрая утомляемость, отсутствие дальней мотивации….

О чем должны были бы нам просигналить хотя бы эти, самые основные, самые бросающиеся в глаза, наконец, самые широко известные  отличия психофизиологии младшеклассников? Казалось бы, вывод очевиден: обучать эту возрастную группу ИЯ надо, в первую очередь опираясь не на анализ (а осмелюсь напомнить читателям, что любые подходы, где используются знаки, схемы и объяснения – это подходы аналитические), поскольку аналитический аппарат у первоклассников еще очень слабо развит (хотя никто не спорит, что его можно и нужно развивать через обучение ИЯ), да и у более старших школьников он не может служить основой для запуска таких сложных и глубоко автоматизированных процессов, как понимание и говорение, а на огромную, поистине безграничную способность маленьких детей к импринтингу, т.е. способность бессознательного восприятия и запоминания колоссальных массивов информации, в данном случае, устной речи. Конечно, психологи нам скажут, что к 8-9 годам импринтинг начинает угасать, что наиболее остро он проявляется до 5 лет, и именно им объясняется феноменальная детская восприимчивость к восприятию ИЯ при погружении в языковую среду (это важно!), но и к 6-7 годам, т.е. к 1-2 классу, импринтинг еще вполне жив и при правильно выполненном подходе, как показывает практика, его использование дает прекрасные результаты в обучении (см. приложение 1).

Итак, анализ при обучении первоклассников ИЯ нам только мешает, и на наш взгляд, его стоит подключать понемногу и постепенно лет с 8,5-9, иначе все наши объяснения будут, возможно, с удовольствием, а возможно и без него – зависит от степени «оживленности» в подаче материала – выслушаны и немедленно забыты. «Ох уж эти дети! Сколько можно объяснять им про oкончание “s” у глаголов 3 лица ед.ч.(ing  в Present Continuous и т.д.),   – ну каждый раз как в первый раз! Хоть кол на голове теши!» (дальше может последовать спектр диагнозов современным детям, тяжесть их будет варьироваться от степени истощенности педагога и долговременности его невысокорезультативных усилий. Как правило, чем педагог старше, тем диагноз свирепее).

Надо отметить, что под анализом я подразумеваю и обучение алфавиту, без которого не обходится (а зачастую, и на котором строится) ни один современный курс раннего обучения. Не буду показывать пальцем и кидать камни в конкретные учебники, авторы их наверняка тоже старались «как лучше», - читатель сам сможет, заглянув в книжный магазин, убедиться в справедливости моих слов. Буквально каждый курс предлагает детям – кто прямо с первых уроков, а кто позже, но не позднее через полгода после начала обучения, познакомиться с буквами (а некоторые и с транскрипциями) английского алфавита. Вопрос: зачем? Как зачем?удивится читатель. – Ясен перец, чтобы научиться читать, конечно же.

Ага. Читать. Отлично. Но позвольте, во-вторых, уже лет 15 назад тов.Зайцев убедительно доказал всему миру, что для того, чтобы научиться читать, не нужно знать название букв, более того, это знание даже вредит читающему, потому что он пытается при виде буквы озвучить ее имя, а не звук, ею обозначаемый. Отсюда все эти «каорэовэа» и взрывы отчаянья, отсюда эта проблема при складывании букв в слова. Нов английском-то еще хуже: буква «Аа» только в одной позиции из четырех читается как «эй», а еще в двух как «а» или как «о» или как «э», да ведь есть еще и дифтонги – как же быть бедному ребенку, ведь он уже выучил, что это «Эй», а теперь выясняется, что и не «эй» вовсе, а что – «а давайте я вам все объясню, в открытом слоге…, а в закрытом слоге…., а перед буквой «r», а перед двойной «l»… И в результате ребенок себя чувствует ничего не понимающим, бестолковым, скучает, вертится, получает выговор, – прощай, мотивация! Английский - скучнейший предмет! А ведь как хорошо все начиналось…

Так нужно ли учить сразу буквы? Ведь давайте вспомним – когда нам нужно на практике знание букв? Только тогда, когда мы начинаем изучать правописание слов, более того, когда нам нужно бывает слово сказать по буквам, продиктовать, например, или найти в словаре – но ведь это уже второй год обучения, обучение письму!

Так вот, во-первых, что мы хотим научить ребенка читать с первых же уроков? Какие слова? Ах, вот эти, которые мы ему сейчас же и вводим: cat, dog, ball? То есть мы мало того, что хотим, чтобы он запомнил звуковой образ слова, но еще и то, что оно обозначает, и то, как оно выглядит, – тройная задача! Ну а как быть с тем, что в “cat” – это «э», а в «ball» - «О»? Ага, а мы сейчас ему введем правила чтения (опять! Анализ цветет махровым цветом) и добавим транскрипцию (четвертый, пятый и т.д. уровень сложности), а завершим все это построение просьбой научиться эту букву и этот транскрипционный значок писать – а как же, без графики же нельзя, слова-то как учить будет? Вот они, в конце каждого урока в рамочке…И вот уже наш шестилетка, а иногда и 4-5летка (у самых старательных родителей, на курсах или в садике) бьется об этот английский, как бабочка об лампочку, и, естественно, обжигает крылья….

Потому что это выше его сил, понимаете – учить и буквы, и правила их чтения, и транскрипции, и написание, и слова, которые эти буквы составляют, и перевод (потому что чаще всего учебные пособия,  начинающие с анализа, с алфавита, с правил, обучают переводным способом).

Вот и получается: дети сейчас в 1 классе учатся языку через запоминание графического образа слова, т.е. через чтение, и через перевод.

Как вы думаете, почему они не говорят даже спустя 4 года после начала обучения? Читают – возможно, переводят – да, правила часто знают, заполняют грамматические тесты (разработаны ко всем учебникам со 2 года обучения) – да, говорят к 4 классу – нет! Почему? Наверное, плохие дети пошли. Мы их учим-учим, а они никак… Плохие дети…. Экология, наверно…

Итак, нам не нужен в первом классе анализ, нам совсем не нужно знание алфавита, более того (даже страшно написать такую крамолу)  - нам не нужно даже чтение в первом классе! Да-да! Вы будете смеяться, но я абсолютно убеждена, что прежде чем приступать к чтению, ребенок должен накопить большой объем речевого материала, который он потом сможет осмыслено прочитать, - иначе мы снова упремся в двойную сложность – звуковой и графический образ нового слова, и кроме того, мы буде вынуждены учить язык пословно, слово за слово, - а ведь речь состоит не из слов! Речь состоит из фраз, слова живут в речи фразами!

Значит, нам не нужно и чтение на начальном этапе, да и слова нам не очень нужны. Так что же нам, в конце концов, нужно?!

Нам нужно в первую очередь учиться понимать звучащую речь. Первое, с чего нужно начинать обучение ИЯ любого человека, ребенка или взрослого, - это с аудирования, с обучения понимания звучащей естественной речи на слух.

Удивительно, но большинство современных отечественных пособий уделяет крайне мало внимания аудированию, и как правило, предлагают нам звуковые пособия крайне низкого качества: записанные нашими дикторами, не носителями, взрослыми, начинают, опять же, с постановки звуков (как будто звуки живут в речи поодиночке!), если речь записана, то отрывками и в медленном темпе… И очень скучно!

Но ведь чтобы говорить, надо понимать! Более того, чтобы говорить все, что понимаешь, надо сначала запомнить то, что понимаешь, а для этого надо буквально сто раз послушать (согласно мнению психологов).  А для того, чтобы понять все что слушаешь, нужно привыкнуть к мелодике речи, к интонации, и еще нужно, чтобы все услышанное было переведено действием, произошло у тебя на глазах.

Сколько раз годовалый ребенок должен услышать голос матери и в разных ситуациях «увидеть» слова «кухня», «стол», «батон», «пойди», «дай», чтобы быть способным выполнить ее просьбу: «Пойди на кухню и принеси, пожалуйста, со стола батон». Правильно, целый год должен слушать, причем целыми днями, и слушать активно, в диалоге, находясь при этом в языковой среде… И еще год он будет, находясь в этой языковой среде, практиковаться в ответах, прежде чем к двум годам сможет произнести «Дай мне куклу, пожалуйста».

Итак, чтобы начать говорить, нам в идеале нужно провести два года погруженными в языковую среду, постоянно практикуясь в аудировании и пребывая в диалогическом общении с носителем языка.

Иначе говоря, что первый этап (желательно год) обучения должен быть посвящен погружению детей в языковую среду и обучению активному аудированию. Второй – аудированию и говорению, третий – аудированию, говорению и чтению, и только четвертый – аудированию, говорению, чтению, продуктивному письму и анализу, т.е грамматике.

Только при такой последовательности подачи материала мы можем рассчитывать на то, что создадим прочный успех во всех видах РД, добьемся высоких результатов, по-настоящему разгрузим наших детей, дадим им возможность почувствовать удовольствие от возможности общения на языке, а значит, создадим им высокую мотивацию, как от нас этого требует программа.

Только если мы учтем все особенности их возрастной психофизиологии, мы сможем говорить и о здоровьесбережении, а какое может быть современное обучение первоклассников без здоровьесберегающих технологий?

Итак, вывод прост: если обучать через анализ, через объяснение правил, через алфавит, через чтение, транскрипцию, через перевод, постановку звуков, заучивание слов. – то лучше с 5 класса, как раньше, хотя и в 5 классе такой подход будет малоэффективен.

Если же учить интенсивным погружением в языковую среду, через импринтинг, через аудирование, через игровой общение, идя последовательно от аудирования к говорению, чтению, письму и грамматике, при тщательном соблюдении всех требований психофизиологической возрастной специфики – успех будет обеспечен и в 1 классе, и гораздо раньше – собственно, начинать учить ИЯ можно будет лет с 3,5-4х, как только ребенок будет иметь возможность хотя бы минут 15 посидеть в группе. Результаты такого обучения, как правило, бывают очень высоки (см., например, статистику результатов обучения детей по курсу В.Н.Мещеряковой «I Love English» в 2003-2006 гг. в УВК «Пересвет»№1842 (приложение 1) и первоклассников в ГОУ СОШ №19 им. Белинского в 2006-2009 гг (приложение 2). Повторюсь еще раз – все дело не в том, когда учить, а  чему и как.

 

Янна Вайсборд, учитель англ.яз.,

школа № 19 им. Белинского г.Москва,

лауреат гранта Мэра Москвы,

 призер конкурса «Учитель Года-2009».

 

P.S. Приложения 1 и 2 Вы можете, при желании, запросить в Методическом центре Валерии Мещеряковой

 I LOVE ENGLISH и мы отправим Вам этот материал дополнительно.

 

Методический центр Валерии Мещеряковой

«I LOVE ENGLISH»

телефон: (495) 543-50-09, +7-916-522-9020

е-mail: korolek@mail.ru

www.i-love-english.ru

 

P.P.S. Это еще не все…

Живя и работая, мы все время куда-то и зачем-то спешим, по накатанной, потому что так сказано и так надо. А ТАК ли НАДО и кому….?

В следующей нашей рассылке – вторая статья Янны Александровны, глубокая, «не нравоучительная», но останавливающая сознание, вернее,  проявляющая истинную ОСОЗНАННОСТЬ положения учителя (в общем и частном) и его деятельности и дающая тот редкий шанс задуматься… а потом сразу действовать!  Так, как сердце у каждого подскажет.

Мы предложим Вам сделать такую вещь: разместиться поудобнее в «зрительном зале» вместе с Янной Александровной, расслабиться, вдохнуть глубоко, выдохнуть, еще пару раз, и посмотреть «наше кино»:

Английский язык как средство развития российской самоидентичности,

или Время учеников.

 


В избранное