Что нам не подойдет? Не подойдут нам традиционные методы освоения с их традиционными сроками.
Из тех, кто учил язык в спецшколе одиннадцать лет каждый день, отбирают самых способных для дальнейшего обучения в институте. В институте учат еще лет шесть. Итого, лет семнадцать(!) и только для самых одаренных!
Семнадцать лет человек не работает, в основном изучает язык… И что же? Результаты не гарантируются. Не все смогут переводить синхронно, не все смогут переводить литературно, не все смогут понимать естественную беглую речь на слух. Почти никто не научится быстрому чтению… Освоит ли кто язык на уровне писателя?..
Традиционный метод обучения имеет, однако, одно существенное преимущество. Человек учится - он свободен от работы, его не призывают в армию… Учителя, профессора при деле… По причине того, что такое положение дел устраивает всех (и тех, кто традиционно учит, и тех, кто традиционно учится), иные способы освоения языка ни учеников ни учителей не интересуют.
Сама Система заинтересована в существовании великой Иллюзии, что освоение языка - это процесс непременно долгий (и трудный).
И в самом деле, «язык в совершенстве» за месяц не освоить. То есть, за месяц не выйти на уровень владения языком сопоставимый с уровнем владения теми, для кого он родной. Не освоить и за полгода. Уточню, не освоить при тех методиках, которые известны мне на сегодняшний день. Из этого не следует, однако, что таких методик нет и быть не может… Будем искать…
Пусть будет год, пусть будет два - но не пятнадцать же лет и только при условии, что ты особо одарен!
Итак, по правилам игры, принятым в обществе, такое положение дел считается нормальным. Как говорится, «талантам надо помогать, бездарности пробьются сами». Для талантливых людей этой системы моя рассылка не будет интересной. Она рассчитана на простых, не одаренных особых образом, не субсидируемых со стороны.
Когда в прошлой рассылке я перечислял необходимые условия (мотивация, свободное время, владение эффективными алгоритмами, хорошие учебники, технические средства), я «забыл» сказать о способностях… Почему? Потому что все необходимые способности есть у любого, кто научился когда-то говорить на родном и смог прочитать этот текст.
Читатель, вероятно, захочет спросить: как не надо понятно, а как надо? а что предлагается вместо? В следующем выпуске поговорим о том, что предлагается.
Из ICQ-переписки с профессором лингвистики
Она - преподаватель в университете, женщина лет сорока, предпочитающая говорить только с теми, кто успешен, любим, умеет мечтать… Почему-то случайная или почти случайная моя собеседница с очень большой вероятностью может оказаться учительницей английского. Разговор шел на английском - привожу перевод в сокращении.
[И.Ш.] А чем Вы по жизни занимаетесь?
[П.] Обучением.
[И.Ш.] Вы учитель?
[П.] Профессор в университете.
[И.Ш.] Что Вы преподаете?
[П.] Английский.
[И.Ш.] Как интересно!
[П.] Да, мне повезло с моей работой. Это очень увлекательно.
[И.Ш.] Вот и я собираюсь этим заняться (к этому вернуться).
[П.] Но я очень хорошо тренирована в этом. У меня степень PhD в лингвистике.
[И.Ш.] Я собираюсь создать систему эффективного обучения языкам. Как Вы думаете, возможно это?
[П.] Все уже изобретено. Вы только даром тратите время.
[И.Ш.] Я так не думаю.
[П.] ОК, пожелаю Вам удачи. Вы даже в большей степени мечтатель, чем я…
[И.Ш.] Но это не сны, мечты - это реальность.
[П.] Тогда вы грезите наяву.
[И.Ш.] Вы можете видеть мою работу, если хотите… Лучше сказать, «можете взглянуть на мою работу», потому что Вы не можете видеть вещей, которых не может быть. Не так ли?
[П.] Нет нужды. Я желаю Вам удачи.
[И.Ш.] Спасибо.
[П.] Прощайте тогда…
[И.Ш.] Прощайте.
У меня к делу другое отношение. Если кто-то предложит чудо-решение, настолько распрекрасное, что быть того не может, я не поверю. Я не поверю, но посмотрю на случай, а вдруг? Иной подход - неуважение к собеседнику, между прочим.
Хорошая система обычно имеет хороший интерфейс. Прочел пару абзацев - понял, что стоит читать дальше (свойство систем с хорошим интерфейсом)… Или прочел пару абзацев, но они тебе ориентации не добавили - решил, что не стоит читать дальше…
По жизни у меня никогда не стоял вопрос, «что бы такое изобрести?» Просто когда ты чем-то занимаешься, ты видишь, какого инструмента тебе не хватает.
Работаешь столяром - видишь, чего тебе не хватает как столяру. Занимаешься психологией - видишь, чего не хватает психологам. Осваиваешь язык - видишь, чего осваивающим язык не хватает. И ты знаешь по опыту, что если ты сам инструмент не сделаешь, в обозримом будущем его не сделает никто. К сожалению…
И это свойство любой работы. Что бы ты ни делал, ты всегда видишь, что эту же работу можно выполнить рациональней. И чем больше ты работы сделал, тем больше работы сделать предстоит.
Совсем не трудно найти дело, которое ждет тебя. Напротив, умение не видеть несделанного - это «дар» своего рода, который еще «развить» в себе надо. Каждый ученик, который учится, но пока без успеха - поле для исследования. Сам себе ты ученик, поле для исследования.
Первопроходцам всегда есть, куда идти. Правда, это не тот путь, который «окупает» себя. С чисто материальной точки зрения выгодней быть вечно вторым. Первые живут в мире, где конкуренции нет. Вторые - в конкурентном мире, в котором они «первые». Но конкуренция - разговор отдельный.
Конечно, профессуре проще сказать, что если студент не справляется, значит сам дурак и лентяй, пусть оставит язык и пойдет мешки грузить и в противогазе бегать - он для этой работы создан. Удобней обучать «обучаемых». Всякий «необучаемый» - это критика системы преподавания (если он старается, но не справляется). Критика должна быть репрессирована = неуспевающие должны быть репрессированы!
Перестраивать систему преподавания невозможно, не критикуя ее. Критиковать ее - рубить сук, на котором сидишь. Потому «все уже отрыто»…
Шальнов Илья Вячеславович
ICQ 284880074
Пишите на адрес shalnov@oss.ru Имейте в виду, что любая часть вашего письма может быть процитирована в рассылке без указания почтового адреса, если не оговорено обратное.
http://studynlp.narod.ru/english.html