Мотивация в освоении языка момент решающий. Если есть мотивация, то освоение языка - это только вопрос времени.
Если мотивированному человеку пока не удалось найти эффективные подходы к языку, он их ищет до тех пор, пока не найдет. Интернет - подспорье в поиске подходов, пособий, партнеров. Еще лет двадцать тому назад со всем этим было трудно.
В двадцать лет силы нет - и не будет!
Коль скоро мотивация решает все, сам собою напрашивается вывод: хочешь помочь человеку освоить иностранный - мотивируй его!
Мой грустный опыт показывает, однако, что, если у человека нет положительной мотивации, то и создать ее невозможно. Хорошо, если я ошибаюсь! С немотивированным народом я работать не хочу - того, что было достаточно.
Внутренний потенциал не проявляет себя, пока человек не верит в возможность успеха. Когда же он находит эффективные подходы к работе, и у него все начинает получаться, откуда только силы берутся!
Мотивы сильные и слабые
Дети учатся, когда находятся в поле педагогов и родителей. Им нравится играть, получать пятерки и не нравится получать двойки.
У взрослых весьма популярный мотив овладения языком - необходимость сдавать экзамены (при поступлении в институт, в институте, при приеме на работу). Мотив этот слабый сам по себе.
Если же успешное изучение языка дает возможность жить безбедно и с чистой совестью, не переутруждаясь, в мире, где все дается непросто - тогда другое дело. Тогда язык - средство спасения от превратностей судьбы, за это его и полюбить можно. Избалованные души, которым все всегда давалось легко, благодарности не чувствуют, не любят язык и тем затрудняют изучение.
Те, кому язык в общем-то не нужен, кто занимается им ради саморазвития, имеют преимущества перед теми, кому нужен диплом и только диплом.
Успешней всего язык идет у тех, для кого он пространство общения, игр, в которые интересно играть.
Работа через нехочу
Тот, кто «через нехочу» выполняет примитивную работу, хоть и устает больше, чем следовало бы, в работе своей все-таки продвигается. Тот, кто «через нехочу» занимается развитием своих способностей, веред не продвигается. Бог (природа) не дает способности в награду за отказ от свободы.
Через нехочу кому-то можно
Есть типы, которые по поводу своей несвободы нисколько не переживают. Они и «через нехочу» могут заниматься довольно успешно. Женщинам такая работа обычно дается проще, чем мужчинам. Школьная и институтская программа в этом смысле дискриминационна по отношению к мужчинам (кстати, не только в этом смысле). Те же, кто свою несвободу переживает тяжело, приходят к полной неспособности освоить язык, не разобравшись со своей мотивацией.
Управлять своей мотивацией
Мало кто умеет управлять своей мотиваций. Управление мотивацией - это ресурс ресурсов.
Когда-то занятие языками было для меня самым мучительным занятием на свете, и способности мои были на абсолютном нуле. Когда же я немного разобрался в жизни, в себе, в своих мотивах, и трудностях, занятия языком стали для меня источником кайфа! Когда-то это была работа, в которую надо было себя загонять. Теперь это забава, потеха, до которой, правда, к сожалению, не всегда доходят руки. И со способностями теперь всё не так плохо - выше среднего, одним словом.
Отрицательная мотивация
Что же касается отрицательной мотивации, создать ее не трудно. Заставляют изучать язык в разного рода учебных заведениях под страхом репрессий - двоек со всеми вытекающими из них последствиями. Репрессии - вплоть до двух лет тюрьмы, которая по недоразумению зовется армией, и пожизненной ссылки на тупые работы…
Там, где в ходу подобного рода репрессии, разговор строится по принципу - если ты не знаешь языка, кто ты такой?
Игра в дурака
В интернете в отрицательной мотивации особенно преуспели «предприниматели». В кавычках, потому что к предпринимателям, создающим реальные ценности, это не относится.
Вот их тезисы: Люди делятся на предпринимателей и дураков. Дуракам следует платить по минимуму или вообще не платить. Чтобы не быть дураком, надо дурака в себе найти и признать. Кто не признает - тот законченный дурак.
С тем, что он дурак, должен согласиться каждый, но не ведущий, потому что ведущий - предприниматель. За эту игру ведущий берет деньги с участников, расплачиваясь уверениями, что игра дураков в предпринимателей превращает. А, если кто в предпринимателя не превратился, то это потому, что играл недостаточно старательно, критиковал себя недостаточно усердно. И ведь несут же лохи деньги, за право в этой игре принять участие!!!
Короче говоря, актуализируется самокритика, направленная на создание чувства вины и долга. Подобного рода самокритика - серьезнейшее препятствие в освоении языка. Тут уж либо дело, либо самокритика…
Язык и развитие
Конечно же можно проводить тезис, что люди делятся на владеющих языками и дураков… Если бы я попробовал что-то подобное, у меня бы заведомо ничего не получилось, по причине абсолютной противоестественности для меня подобной практики.
Освоение языка - это, конечно, путь. Способность осваивать языки - это базовая способность, которая лежит в основе многих других способностей. Человек, освоивший язык, во многом превосходит человека, языка не освоившего.
И, тем не менее, и среди тех, кто языками не владеет, есть мастера. И среди тех, кто владеет языками, встречаются типы чрезвычайно низкого уровня. В Израиле, к примеру, таких большинство населения. Полуобезьяны, чрезвычайно довольные собой, свободно разговаривающие на нескольких языках. Даже забавно…
Профессора и дети
Профессор математики имеет примерно тот же уровень развития, что и профессор лингвистики. А профессор лингвистики имеет тот же уровень владения языком, что и... восьмилетний ребенок! Он, правда, еще много чего знает - марксизм-ленинизм в его «научном» варианте, историю партии или демократии, грамматику, второй язык на среднем уровне…
На самом деле, профессор отличается от простого носителя языка. У него другой уровень мышления. Выучить язык в среде, которая сама тебя ведет, в благоприятном «поле», - довольно просто. Куда трудней самому создать поле и освоить язык самостоятельно или отчасти самостоятельно. Для этого требуется высокий уровень самодисциплины, которого не может быть у восьмилетнего ребенка.
Критерием развития является способность создать вокруг себя конструктивное поле, в котором подъем естественен, когда вокруг управляет деструктивное поле, в котором естественна суета сует.
Профессор, способный создать конструктивное поле, может обучать сам - тем, кто будет учиться под его руководством (тем, кто находится в его поле), будет проще выучить язык, чем не выучить. Впрочем, шалопаям, вечно поддерживающим вокруг себя деструктивное поле, и самый хороший учитель не поможет.
Профессура - это сила! Только закон Паркинсона распространяется и на профессуру. Согласно этому закону, процент дураков в любой наугад взятой общественной группе, как ни странно, одинаков. Среди лингвистов тот же процент дураков, что и среди дворников… Однако же образованный дурак от необразованного сильно отличается в положительную сторону.
Дурак - это тот, кто умеет копировать других, но ни на какие действия, требующие нестандартного подхода не способен. Не способен, также видеть задачи, поставленные жизнью. И, главное, в его поле видение задач и поиск нестандартных решений становятся «противоестественными».
Умение вести себя в обществе - тоже язык своего рода
Дети, что вырастают в «элитной» среде, осваивают язык общения своей среды. Способность чувствовать себя уверенно, преподносить себя, устанавливать полезные связи - все это им дается само собой, как сам собой дается родной язык. Потому вхождение в элиту ничего не говорит об уровне духовного развития.
Другое дело - освоить эти навыки в среде, которая к тому не располагает. Это как выучить иностранный без учителей и учебников, только общаясь с теми, кто даже не хочет с тобой разговаривать.
"Посмотрите на меня - у меня все и всегда легко получалось! Я, стало быть, могу этому научить лучше, чем кто-либо другой! Я учу тому, что сам умею!" Не спешите верить таким учителям. Научить подъему может тот, кто имел опыт подъема, а не тот, кто всю жизнь провел на небесах.
Шальнов Илья Вячеславович
ICQ 284880074
Пишите на адрес shalnov@oss.ru Имейте в виду, что любая часть переписки может быть процитирована в рассылке без указания почтового адреса, если не оговорено обратное.
http://studynlp.narod.ru/english.html