Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психолингвистика авиакатастроф, ч.4. Психолингвистическое расследование причин трагедий в воздухе, связанных с человеческим фактором. По книге М. Гладуэлла "Гении и аутсайдеры".


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Продолжаем психолингвистическое расследование причин авиакатастроф, связанных с человеческим фактором. По книге М. Гладуэлла "Гении и аутсайдеры"

Лингвисты Уте Фишер и Джудит Орасану провели такой эксперимент: они предложили группе капитанов и вторых пилотов гипотетический сценарий и попросили сформулировать свой ответ:

 «Вы видите, что метеорадиолокатор показывает область значительных осадков на расстоянии 40 км впереди. Пилот ведет самолет прежним курсом на скорости 0,73 Маха, несмотря на сообщение о скрытых грозах в данном районе и небольшую турбулентность. Вы хотите обойти этот район стороной. Вопрос: что вы скажете пилоту?»

 По мнению Фишер и Орасану, убедить пилота изменить курс можно, по меньшей мере, шестью способами, каждый из которых отличается степенью смягчения.

 1. Приказ: «Поворот на 30 градусов вправо». Это наиболее прямолинейный и недвусмысленный способ выражения мысли. Смягчающий прием отсутствует.

 2. Настоятельная рекомендация: «Думаю, мы должны срочно поворачивать вправо». Обратите внимание на использование местоимения «мы» и менее конкретный характер требования. Формулировка чуть более мягкая.

 3. Предложение: «Давайте обойдем непогоду». Здесь подразумевается: «Мы справимся вместе».

 4. Запрос: «В какую сторону вы бы хотели повернуть?» Этот вариант еще мягче предложения, поскольку говорящий признает, что не является главным.

 5. Предпочтение: «Думаю, стоит повернуть влево или вправо».

 6. Намек: «Эти осадки не предвещают ничего хорошего». Наиболее смягченный вариант.

 Фишер и Орасану установили, что в таких случаях капитаны в подавляющем большинстве отдали бы приказ: «Выполняйте поворот на 30 градусов вправо». Ведь они разговаривают с младшим по званию. Им не нужно стараться быть вежливыми. Вторые пилоты, напротив, разговаривают со старшим по званию, поэтому и выбирают наиболее смягченный вариант — намек. Читать дальше


В избранное