Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как быстро овладеть иностранным языком и преодолеть барьеры



Центр языковой психологии - обучение речи на иностранных языках. Индивидуальные дистанционные программы от носителей языка по уникальной отечественной технологии. www.clp.ru


Здравствуйте, дорогие друзья!

Поговорим на очень важную, но непростую тему:

Принципы формирования навыков.

Для начала придётся немного погрузиться в историю вопроса.  

Реальность такова:  значительная часть педагогической науки до сих пор прочно сидит на Павловской теории условного рефлекса. Из неё вышло целое научное направление, исключительно популярное в Америке: бихевиоризм, впоследствии – необихевиоризм.  В рамках которого существует множество теорий обучения и научения. Разумеется, за целое столетие от Павловских идей ушли далеко, но принцип, заложенный в основу, остался.

Напомним то, что все мы изучали в школе: есть рефлекторная дуга, на одном конце которой находится некий стимул, раздражитель, а с другого конца мы получаем реакцию. Что совершенно справедливо, кстати, по отношению к безусловным спинномозговым рефлексам и жизненно важным рефлексам продолговатого мозга (дотронувшись до раскалённой сковородки, вы не будете обдумывать – одёрнуть вам руку или нет: сработает болевой рефлекс). Конечно, в обучении это очень заманчивая идея: нажми на кнопку – получишь результат. И надо сказать, что  эта идея вполне успешно воплощается в рамках дрессуры животных для постановки цирковых трюков.

Но имеет ли рефлекторная дуга отношение к обучению человека, к постановке навыков, которые требует и автоматизма, и осознанности одновременно? Ведь если заяц стучит по барабану, чтобы получить морковку, это ещё не означает, что он занимается музыкой.

Если человек заучивает отдельные слова и также отдельно изучает грамматику, из этого «конструктора» не выстроятся навыки речи!

Давайте подумаем. Если у нас всё время работает одна и та же дуга – другими словами, линия, по которой выстраивается действие, то почему же хорошо знакомое, миллион раз выученное действие всякий раз хоть незначительно, но отличается от своего предыдущего и следующего исполнения? Да, меняются условия: внутренние или внешние. Но дуга не в состоянии приспособиться к изменениям, не внося изменений в собственную структуру!

В середине прошлого столетия, в сложные сталинские годы, в СССР жил и работал такой учёный – Н.А.Бернштейн. Он понял, что не всё так просто с этой рефлекторной дугой. То, что актуально на уровне спинного мозга, не работает по отношению к сложным действиям, навыкам, системам действий.

И тогда, одновременно с будущим академиком Анохиным, Бернштейн закольцевал рефлекторную дугу. Дуга кольцуется за счёт модели потребностного будущего и акцептора результата действия. То есть, всякое мыслящее существо прежде, чем что-то сделать, имеет цель, отображаемую моделью потребностного будущего. И каждый раз практический результат действия сличается с этой моделью посредством акцептора результата действия. Это очень важно, дорогие читатели, для понимания процесса обучения.

И не только это сделал Бернштейн. Информация, прогоняемая по кольцу, также не повторяет сами себя, постоянно происходит развитие (что логично - условия не бывают на 100% идентичны)!  Кольца заполняют слои функциональной системы, которая выстраивается строго последовательно. Дом нельзя начать строить с крыши. И собрать его по  блокам в любом случае можно только тогда, когда есть фундамент и каркас всего здания.

Стоит заметить, что это не просто идеи: они давно опробованы и прочно отработаны на практике. В различных областях медицины, например.

Почему педагогика в части преподавания языков не захотела подумать на эту тему? «Физкультурники» (имеются в виду Университет и Академия), например, давно взяли на вооружение разработки Бернштейна. 

Заучивание отдельных слов в разнообразном своём проявлении, будь то старый добрый способ писания карточек или новомодные «спецсигналы» – вот пример образования условного рефлекса. Проблема в том, что как всякий условный рефлекс, без подкрепления затухает. То есть, учишь-учишь, какое-то время помнишь, а потом – бац, и ничего нет. Обидно.  Потому что сколько ни создавай рефлекторных дуг,  никакого навыка из них не возникнет – они остаются отдельно взятыми элементами, которые ни во что не выстраиваются.

Таким образом, мы с вами видим, что существующие методы обучения иностранным языкам, в различных вариациях перетасовывающие одну и ту же "колоду" - лексика, грамматика, фонетика и пр. -  в большинстве своём не имеют ни малейшего отношения к природе формирования речевых навыков.

Методика CLP единственная пошла по другому пути. Потому что создатели данной методики имели полное право невзирая на лица, звания и кафедры брать то, что считали лучшим для достижения цели. И средства также это позволяли: научные исследования и разработки в оборонной сфере не знали ограничений, и методика CLP, единственная в своём роде в сфере лингвистики, является не единственным достижением советской науки того времени,  а именно 60-70 х годов 20-го столетия.


Центр языковой психологии: протестировать on-line свои барьеры и узнать, что же вам мешает заговорить на иностранном языке. http://www.clp.ru/for_test1.php

 


В избранное