Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как быстро овладеть иностранным языком и преодолеть барьеры


Центр языковой психологии – обучение навыкам общения на иностранных языках. Индивидуальные дистанционные программы от носителей языка. www.clp.ru


Здравствуйте, дорогие друзья!

Напоминаем, что 11 ноября на канале НТВ в программе «Средний класс» была подняла тема изучения иностранных языков. На передачу были приглашены наши специалисты. Программу можно в любой момент посмотреть в Интернете http://sklass.ntv.ru/issue/8421/  и узнать для себя что-то новое по данному вопросу, о чём-то задуматься. В ближайших выпусках рассылки мы будем обсуждать те вопросы, затронутые передачей,  которые в наибольшей мере заинтересовали наших читателей.

Давайте снова поднимем тему методов и методик обучения, на что они направлены.  Это был один из самых популярных вопросов, и скорее всего, на нём стоит остановиться подробнее.

Итак: традиционный грамматико-переводной метод направлен на фундаментальное знание языка. Ключевое слово здесь – знание. Не навык.

Коммуникативный метод направлен – да, как следует из названия – на коммуникацию, т.к. возможность общения. Формируются ли в результате такого обучения навыки речи, или нет? Ответ на этот вопрос дают сами коммуникативщики: если вы по окончании подобных курсов попадёте в языковую среду – да. Если нет – то вся полученная вами на курсах  информация, в т.ч. и зачатки навыков, пропадут. Следовательно, речевые навыки и в этом случае - нет, не формируются, и причины тому объективны.

Кстати, в порядке общей информации: коммуникативый метод был изобретён не в 60-е годы XX столетия в Великобритании, а в 10-е годы в России. Просто   британцы намного раньше наших поняли, что идея ориентации на речь и её практику намного более прогрессивна и жизнеспособна, нежели наша любимая российская ориентация на классическую зубрёжку и мёртвые знания.

Природа формирования навыков, и в том числе навыков речи, была исследована достаточно недавно. По меркам науки – всего лишь вчера, во второй половине XX века (и опять, заметьте, у нас, в России!).  Нам, специалистам Центра языковой психологии, известен метод формирования навыков речи на иностранных языках, и в том, что этот метод работает, успели убедиться уже несколько тысяч человек. Остальные ждут и продолжают собирать знания, чтобы очень ими гордиться. (Вы не обратили внимание, смотря передачу, на то, что снова с традиционно-преподавательской позиции прозвучала фраза: Да, европейцы говорят на нескольких иностранных языках. Но КАК говорят? Россияне, причём образованные россияне, в массе своей на иностранных языках не говорят НИКАК. Но зато гордятся своими знаниями, которые остаются без применения.)

Важно помнить и понимать, что навык вам никто вместо вас самих не сформирует, для этого требуется и ваша собственная работа. Мы можем дать вам в руки инструмент формирования навыка, ваша задача – им воспользоваться, если вы действительно хотите уметь общаться на иностранном языке.

Потому что сколько бы вы ни изучали язык, вы не будете понимать и говорить сами до тех пор, пока у вас не будут сформированы соответствующие навыки, даже если уровень ваших знаний достаточно высок.

Различные методы преподавания не исключают друг друга, если они в итоге обеспечивают комплексный подход. И этим вопросом также в течение длительного времени занимался наш Центр, особенно проводя обучение VIP-аудитории. Но в любом случае важно соотношение знания и навыка применительно к вашим персональным задачам освоения языка и к вашим особенностям восприятия информации.

И тут встаёт очень важный в практическом плане вопрос: Сколько нужно времени на то, чтобы сформировать навык? Чтобы сформировать и закрепить речевой навык требуется около полугода ежедневных (или почти ежедневных) занятий. Но это не так страшно, как кажется. Более того, если вам что-то действительно нужно, то есть это "что-то" входит на сегодня в десятку ваших жизненных приоритетов, вы готовы уделить этому (не "потратить", а уделить!) всего несколько месяцев и несколько десятков минут ежедневно?.. Ваш ответ на данный вопрос имеет самое прямое отношение к вашей мотивации. Подумайте об этом.

За меньший срок навык потенциально сформировать можно, но если он не  будет закреплён, он будет быстро потерян. А наша задача заключается в том, чтобы дать навык, который останется у вас навсегда. Конечно, в отсутствии практики любые  навыки имеют тенденцию ухудшаться, но: если навык правильно создан и надёжно закреплён, он сможет достаточно быстро восстановиться. Скорость восстановления будет зависеть от субъективных факторов, и в первую очередь, от ваших индивидуальных особенностей. Тему индивидуальных особенностей – каких именно в отношении изучения языка? - мы будем в дальнейшем обсуждать подробно.

Почему это важно знать, сколько требуется времени? Потому что это даёт вам возможность ставить перед собой реальные, достижимые цели. Думайте о таких вещах заранее, а не накануне «отхода поезда».

В следующем выпуске мы, пожалуй, поговорим о том, насколько это сложно – овладеть иностранным языком, и в чём именно сложности заключается. При условии, что они вообще есть.  Потому что сложность всегда подчёркивается профессиональными преподавателями языка (с помощью передачи мы с вами смогли в этом убедиться), и настойчиво вбивается нам в головы со школьной скамьи.

А пока вы можете протестировать свои барьеры и узнать, если у вас на самом деле психологический (коммуникативный) барьер, мешающий вам заговорить на иностранном языке, или у вас присутствует банальный лингвистический барьер – то есть, не сформированы те самые злополучные навыки речи. http://www.clp.ru/for_test1.php


Центр языковой психологии – обучение навыкам общения на иностранных языках. Индивидуальные дистанционные программы от носителей языка. www.clp.ru


В избранное