Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как быстро овладеть иностранным языком и преодолеть барьеры


Здравствуйте, дорогие друзья!

Речь или язык?

Чтобы успешно изучить иностранный язык, необходимо отчётливо сознавать: что же, собственно, вы хотите изучать и для чего. Чем отличается язык от речи? В чем принципиальное отличие в методах обучения?

Язык и речь - понятия родственные, но не тождественные. Речь - практическое средство коммуникации, деятельность общения. Язык - сложная многоуровневая система знаний, включающая в себя структуру речи. Речь - это язык в действии. Существуют различные виды речи: звуковая речь, речь жестов, устная, письменная, внешняя речь и речь внутренняя. Современная речь, посредством которой мы ежедневно общаемся с окружающими, является по преимуществу устной, звуковой и внешней. Это речь-беседа в условиях непосредственного контакта с окружающими, разговорная речь. Письменная речь, в свою очередь, не является просто переводом устной речи в письменные знаки, она имеет иное строение и уже в большей степени является языком, чем речью. Разговорная устная речь ситуативна и служит для общения с собеседником в условиях непосредственного контакта и по преимуществу для сообщения, касающегося непосредственно переживаемого.

Правильно поэтому говорить о "знании" языка и о "навыках" речи. Речь - это такой же навык, как ходьба или бег, навык, которым каждый из нас в совершенстве овладевает в раннем детстве. Навык - это образующиеся в результате упражнения, тренировки, автоматически выполняемые компоненты сознательной деятельности. Автоматизм навыка означает выключение из поля сознания отдельных компонентов сознательного действия. Мы говорим на родном языке, задумываясь только над смыслом своей речи, но не над её структурой. Сложнейшая грамматика русского языка не является проблемой для его носителя. Речь и ребёнка, и взрослого грамотна в той мере, насколько это принято в его среде, поскольку речь является социально-культурным продуктом.


Знаете ли вы свой родной язык? Обескураживающий вопрос для интеллигентного человека. Каждый из нас свободно понимает родную речь, говорит, думает в объеме того словарного запаса, которым владеет. Но никто и никогда в обычном разговоре не задумывается о грамматическом построении речи. Более того, в этом случае спонтанная свободная речь была бы просто невозможна. А помните ли вы, например, что в соответствии с нормами русского языка правильно говорить манжета, а не манжет; стакан чаю, а не чая; килограмм апельсинов, а не апельсин? Что, по правилам орфоэпии петербуржское произношение является литературным, а московское - более просторечным (правильнее звучит по-петербуржски булочная, а не по-московски булошная). Когда у нас возникают сомнения в правильности произнесения, написания или правомерности употребления тех или иных слов родного языка, мы обращаемся к соответствующей справочной литературе. Язык безграничен, как и культура, носителем которой он является. Можно сказать, что знают язык только специалисты - филологи, лингвисты. А все остальные являются всего лишь пользователями, более или менее разбирающимися в его тонкостях, что не мешает свободно общаться, то есть владеть родной речью.


Освоение системы знаний является результатом процесса специального обучения, отличающегося от выработки навыка. Это различие принципиально. Принятое в традиционной европейской и русской педагогике неразличение данных понятий, неудачная попытка их совмещения порождает крайне низкую эффективность в обучении иностранным языкам детей и, в особенности, взрослых. Более того, неадекватно подобранная методика обучения приводит не просто к нулевому результату, а скорее к отрицательному, формируя у человека психологические барьеры.

www.clp.ru

В нашем Центре Вы можете пройти обучение навыкам речи на выбранном иностранном языке по индивидуальной программе, в т.ч. дистанционно. Сейчас, до 01.05.09 - специальные цены на все программы английского языка! Смотрите подробности на сайте.


В избранное