Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Хатха Йога. Корректный подход к позвоночнику Психологические аспекты Пути..


Хатха Йога. Корректный подход к позвоночнику

Йога в Киеве Йога в Киеве              

Здравствуй, уважаемый Читатель!

   

   Психологические аспекты Пути..

  Что такое грехи? Занимаясь психоаналитической практикой, да и просто общаясь с людьми, я очень часто натыкаюсь на какое-то прямо-таки архаическое представление о «грехе» и «наказании».  Удивительно, что оперирование подобными терминами встречается не только у людей религиозных, но не менее часто у скептиков.  Я имею ввиду случаи, когда человек мыслит следующим образом – «Мой рак легких - наказание за то, что я много курил» или «То, что у меня болит живот – наказание за то, что вчера я съел так много сладкого». Этот человек, очевидно, видит, что это всего-навсего причинно-следственная цепочка, но все-таки мыслит и изъясняется именно в такой терминологии.
   Дальше – больше. Коль скоро мы игнорируем причинно-следственную связь таких простых явлений, а вместо того оперируем концепциями вроде «наказания», мы переносим тот же принцип и на события, в реальности никак между собой несвязанные. Пример: женщина 30 лет полагает, что её неспособность забеременеть – это наказание за то, как распутно она вела себя в 25. (На самом деле, ей просто неизвестно, что и в 25 она не имела возможности забеременеть, поскольку у неё уже на тот момент существовало какое-то соматическое заболевание, имеющее исключительно физиологические причины).

    Корни подобных представлений, вероятно, уходят в глубокое детство. Мы все переживали те счастливые времена, когда не несли никакой моральной ответственности за свои поступки, когда само представление об ответственности было нам чуждо. Ответственность за нас несли родители. Они же осуществляли поощрения и наказания. Вместо причинно-следственной связи у большинства из нас сформировалось представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо». С этим мы и отправились жить в мир «условно взрослых» людей.
  Итак, мы выросли, но где-то в глубине память о тех светлых временах осталась. И вот мы продолжаем частично или глобально игнорировать причинно-следственную связь событий, продолжаем поступать «хорошо» или «плохо», а функциями родителей наделяем «судьбу», «Бога» или «карму». И каждый раз поступая «хорошо», мы с нетерпением ребенка ожидаем награды, а совершая «дурные» поступки послушно (сознательно или без) ожидаем наказания. Недоумеваем, если не получаем первого, и радуемся, если удается избежать второго.
  Некоторым людям, видимо, удается благополучно прожить жизнь в подобной иллюзии и переместиться «в мир иной» (в каждом случае, каждый из них в глубине души заранее знает в какой именно мир попадет, и возможно, именно туда и попадает). У других все складывается не так просто – либо они обладают слишком пытливым умом, чтобы довольствоваться вышеизложенным объяснением, либо события, которые случаются в жизни не отвечают их ожиданиям, и каждый раз этот факт доставляет слишком много дискомфорта. Чтобы удовлетворить свой ум или избежать подобного когнитивного диссонанса приходится либо стать абсолютно смиренным перед сложившимися обстоятельствами (подобно младенцу перед родителями), либо изучать законы, по которым функционирует реальность и вырасти до своего представления о родителях, то есть взять всю ответственность за свои поступки на себя. Первый путь – это полный отказ от эго (потому что у младенца его ещё нет), а второй предполагает глубокое изучение законов, по которой функционирует реальность, с беспристрастностью и незаинтересованностью истинного исследователя. Какой из путей легче – здесь не может быть ответа, кто к чему больше склонен. 

   В действительности, если вы попытаетесь беспристрастно проанализировать представления о Боге, наиболее распространенное, по крайней мере, в нашей культуре, вы увидите, что оно очень схоже с представлением об отце у маленького ребенка (в молитвах мы даже используем то же самое слово – «отец») – всемогущий, способный лишить нас всего или же осуществить все наши желания. Если в детстве отец любил нас и заботился – нам импонирует представление о вселюбящем и всепрощающем Боге, который заботится о нас. Если же отец большей частью осуществлял наказания – то и Бог в нашем представлении будет скорее карающим, величественным существом, чью любовь нужно заслужить. И именно под эти детские впечатления мы подстраиваем весь последующий жизненный опыт, и даже высказывания религиозных текстов трактуем через призму своих представлений, зачастую напрочь игнорируя очевидное семантическое значение слов (о том, например, что «Бог есть любовь»).
 Недавно в лекции одного Мастера, я услышала чудесную фразу : «Бог не осуществляет наказания. В глазах Бога – все правы. Другое дело, что существует законы, по которым функционирует Вселенная, законы, благодаря которым вы вообще появились на свет». Если ребенок не взирая на предупреждения матери хватает горячий чайник – он обжигается. Можно ли считать ожог наказанием ? Или это просто следствие законов физического мира ?

 Что до «кармы» - я часто наблюдаю случаи, когда это слово употребляют фактически как синоним «награды» или «наказания» (причем чаще – второе). Что также далеко от истины… Как говорят мудрецы, о карме уместно рассуждать только тем, кто находится за её пределами. Ибо даже любой разговор о карме, является лишь частью этой самой кармы J  Нам неизвестны истинные последствия наших поступков – мы можем пожертвовать деньги на лечение ребенка, а этот ребенок впоследствии убьет десятки людей – добро мы сделали или зло? Или известная притча из интернета о том, что мать Гитлера сначала собиралась сделать аборт (аборт в наших глазах «зло», а Гитлер ещё большее «зло» - все относительно).
 Кто-то берет в руки нож чтобы ограбить и убить, а кто-то – чтобы сделать операцию и спасти жизнь. Нам неизвестно, к чему в самом далеком будущем приведет наше убийство или операция – и это стоит признать. Зато мы можем честно отдавать себе отчет в наших истинных намерениях – и это тоже стоит признать. И тогда -  добро пожаловать в мир взрослых людей
J

Автор статьи Екатерина Суратова, инструктор Ваджра Йоги (Йога КПП, г.Тверь) 

                                                                 



ukryoga@gmail.com
Блог
facebook 

Задавать вопросы можно почтой ukryoga@gmail.com или, если хотите также участвовать в дискуссиях - на форуме.


В избранное