По словам Аристотеля, некий маг,
пришедший из Сирии в Афины, заранее предсказал Сократу в числе других бедствий
и его насильственную смерть. Когда ему сказали: "Афиняне тебя осудили на
смерть", он ответил: "А природа осудила их самих".
"Ты умираешь безвинно", —
говорила ему жена; он возразил: "А ты бы хотела, чтобы заслуженно?"
Во сне Сократ получил информацию о времени
своей смерти, о чем — сообщил некоему Эсхину. Он уже собирался пить яд,
когда один из учеников, Аполлодор предложил ему прекрасный плащ, чтобы в нем
умереть. "Неужели мой собственный плащ годился, чтобы в нем жить, и не
годится, чтобы в нем умереть?" — сказал Сократ.
Обвинение перед судом
было таким: "Заявление подал и клятву принес Мелет, сын Мелета из Питфа,
против Сократа, сына Софрониска из Алопеки: Сократ повинен в том, что не чтит
богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что
развращает умы юношества в новом духе; а наказание за то — смерть. Сократ был приговорен к смертной казни по решению
суда за то, что мы сейчас называем инакомыслием. В процессе над философом принимали
участие около 600 судей. Сократ должен был выпить "государственный
яд" - цикуту (Conium maculatum, болиголов пятнистый). Ядовитым началом в
нем является алкалоид конин. Этот яд вызывает паралич окончаний двигательных
нервов, очевидно, мало затрагивающий полушария головного мозга. Смерть
наступает из-за судорог, приводящих к удушью. Некоторые специалисты, правда,
считают, что цикутой называли не болиголов, а вех ядовитый (Cicuta Virosa), в
котором содержится ядовитый алкалоид цикутотоксин. Впрочем, сути дела это не
меняет. Защитительную речь для Сократа написал Лисий; философ, прочитав ее,
сказал: "Отличная у тебя речь, Лисий, да мне она не к лицу", —
ибо слишком явно речь эта была скорее судебная, чем философская. "Если
речь отличная, спросил Лисий, — то как же она тебе не к лицу?"
"Ну, а богатый плащ или сандалии разве были бы мне к лицу?" отвечал
Сократ. Его приговорили к смерти, и через несколько дней в тюрьме он выпил яд.
Так он расстался с людьми приблизительно в 399 г. до н.э.
Но очень скоро
афиняне раскаялись: они закрыли палестры и гимнасии, Мелета осудили на смерть,
остальных — на изгнание, а в честь Сократа воздвигли бронзовую статую работы
Лисиппа, поместив ее в хранилище утвари для торжественных шествий; И не только
за Сократа, но и за многих других приходилось раскаиваться афинянам: с Гомера
они (по
словам Гераклида)
взяли 50 драхм пени, как с сумасшедшего... И так далее, и тому подобное.
Впрочем, привычная картина, невежество - авидья -корень всех зол, как справедливо полагал
Сократ.
Красные нити проходящие сквозь жизнь
Сократа – уважение к людям, - предоставление им свободы; анализ собственных
мотиваций и мыслей, глубокие размышления о терпении и доброте, и проявление
этих качеств в повседневной жизни (особенно с близкими), а такжев сложных неблагоприятных ситуациях,
постоянная практическая осознанность, отсутствие эго и его главной составляющей
- страха смерти, - тождественны пути йоги, и позволяют считать, на мой взгляд,
Сократа реализованным йогином и великим учителем…
Используемые
материалы:
Диоген Лаэрций "О жизни,
учениях и изречениях знаменитых философов" Перевод с древнегреческого
М.Л.Гаспарова
"Энциклопедический
словарь крылатых слов и выражений "Автор-составитель Вадим Серов,
"Мудрец в
браке"Рассказ М. Менье (Перевод А. Андреевой) («Красная Нива» N31 – 1
августа 1926 г.)
Лекции с инструкторского
семинара А.Пахомова 2011г