В целом, после прочтения
нескольких авторов того времени, у меня сложилось впечатление, что отношение к
однополой любви у греков было достаточно либеральным (как в современном
обществе к выпивке) ,- вроде бы и нехорошо, но раз в неделю можно, а по
праздникам вообще какой спрос.
Сократ отличался также
достоинством и независимостью. Однажды Алкивиад (по словам Памфилы в VII
книге "Записок")
предложил ему большой участок земли, чтобы выстроить дом; Сократ ответил:
"Если бы мне нужны были сандалии, а ты предложил бы мне для них целую
бычью кожу, разве не смешон бы я стал с таким подарком?" Часто он
говаривал, глядя на множество рыночных товаров: "Сколько же есть вещей,
без которых можно жить!" Апариграха - ненакопительство, непринятие даров,
и сантоша – довольство от всего, что приходит к нам без усилий.
По словам Аристотеля, женат он был
дважды: первый раз на Ксантиппе, от которой у него был сын Лампрокл, и во
второй раз – на Мирто, которую он взял без приданого и имел от нее сыновей Софрониска
и Менексена. Другие говорят, что Мирто была его первой женой, а некоторые (в том числе Сатир и
Иероним Родосский)
– что он был женат на обеих сразу: по их словам, афиняне, желая возместить
убыль населения, постановили, чтобы каждый гражданин мог жениться на одной
женщине, а иметь детей также и от другой , – так поступил и Сократ.
Он умел не обращать внимания
на насмешников. Своим простым житьем он гордился, платы ни с кого не спрашивал.
Он говорил, что лучше всего ешь тогда, когда не думаешь о закуске, и лучше
всего пьешь, когда не ждешь другого питья: чем меньше человеку нужно, тем ближе
он к богам. Снова
апариграха, а также налицо диетология йоги.
Он говорил, что есть одно
только благо – знание и одно только зло – невежество. Уже стариком он учился
играть на лире: разве неприлично, говорил он, узнавать то, чего не знал? Понимание опасности
авидьи – невежества , а так же свадхьяя (один из принципов
ниямы) – самообразование.
Плясал он тоже с охотою,
полагая, что такое упражнение полезно для крепости тела (так пишет Ксенофонт
в "Пире").
Если
плясал, используя корректный подход, то также можно отнести к физической
практике. :))
Он говорил, что хорошее
начало не мелочь, хоть начинается и с мелочи; и что он знает только то, что
ничего не знает .
На вопрос, в чем добродетель
юноши, он ответил: "В словах: ничего сверх меры". Срединный путь йоги.
Геометрия, по его выражению,
нужна человеку лишь настолько, чтобы он умел мерить землю, которую приобретает
или сбывает. Не смешно ли, сказал он, что пропавшего раба мы не ленимся искать,
а добродетель пускаем гибнуть на произвол судьбы? Человеку, который спросил,
жениться ему или не жениться, он ответил: "Делай, что хочешь, – все равно
раскаешься". Удивительно, говорил он, что ваятели каменных статуй бьются
над тем, чтобы камню придать подобие человека, и не думают о том, чтобы самим
не быть подобием камня . А молодым людям советовал он почаще смотреть в
зеркало: красивым – чтобы не срамить своей красоты, безобразным – чтобы достойным
поведением скрасить безобразие. Здравый смысл, – no
comments.
Однажды он позвал к
обеду богатых гостей, и Ксантиппе было стыдно за свой обед. "Не
бойся, — сказал он, — если они люди порядочные, то останутся
довольны, а если пустые, то нам до них дела нет". Он говаривал, что сам он
ест, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть. Пустых людей, толпу он
сравнивал с человеком, который одну поддельную монету отвергнет, а груду их
примет за настоящие.
Однажды Сократу
сообщили, что кто-то говорит о нем дурно. "Его просто не научили говорить
хорошо", — сказал он в ответ. Когда Антисфен повернулся так, чтобы
выставить напоказ дыры в плаще, он сказал Антисфену: "Сквозь этот плащ мне
видно твое тщеславие". Его спросили о ком-то: "Разве этот человек
тебя не задевает?" — "Конечно, нет, ответил Сократ, — ведь
то, что он говорит, меня не касается". Он утверждал, что надо принимать
даже насмешки комиков: если они заслуженны, то возможно, это нас исправит, если
нет, то это нас не касается.
Как-то Ксантиппа
разругала его, а потом окатила водой. "Так я и говорил, — промолвил
он, — у Ксантиппы сперва гром, а потом дождь". Алкивиад твердил ему,
что ругань Ксантиппы непереносима; он ответил: "А я к ней привык, как к
скрипу колеса. Переносишь ведь ты гусиный гогот?" — "Но от гусей
я получаю яйца и птенцов к столу", — сказал Алкивиад. "А
Ксантиппа рожает мне детей", — отвечал Сократ. Однажды среди рынка
она стала рвать на нем плащ; друзья советовали ему защищаться кулаками, но он
ответил: "Зачем? чтобы мы лупили друг друга, а вы покрикивали: "Задай
ей, Сократ! Так его, Ксантиппа!"?"
Ученик Сократа
Алкивиад был вне себя от того, что Ксантиппа день и ночь утомлялаучителя своим дурным расположением духа. -
Почему, - спросил он, - не прогонишь ты этой женщины?
- Потому что, - сказал
Сократ, - с ней я упражняюсь в терпении и кротости, с которыми я потом выношу
дерзости и оскорбления от других. Добрый муж должен исправлять недостатки жены
или претерпевать их. Если он их исправит, он получит хорошую подругу. Если же
он их претерпевает, то работает над усовершенствованием самого себя.
Имя жены великого философа,
стало нарицательным для сварливой, неуживчивой жены, не умеющей оценить по
достоинству ум, таланты и дела своего мужа.
Но документальные
свидетельства о Ксантиппе говорят об обратном. Так, в самом авторитетном
источнике сведений о философе — «Воспоминаниях о Сократе», написанных его
учеником Ксенофонтом,— сказано, что Ксантиппа была заботливой женой и
самоотверженной матерью. И никаких сведений о раздорах в семье Сократа эти
воспоминания не содержат. Другой ученик Сократа, великий философ Древней Греции
Платон, рассказывает, как горевала Ксантиппа, предвидя скорую смерть мужа.
Миф об особой сварливости
Ксантиппы восходит к сочинению «Пир» все того же Ксенофонта. Но, в отличие от
того, что он писал о ней в своих воспоминаниях, в этом сочинении он называет
Ксантиппу «самою несносною из женщин не только в настоящее, время, но и в
прошедшем и в будущем». Там же приводится ответ Сократа на вопрос философа
Антисфена, который спросил его, почему он женился на столь несносной женщине.
Сократ якобы ответил: «Я знаю, что тот, кто хочет стать опытным наездником,
выбирает себе не послушных, а горячих лошадей. Если он сможет обуздать горячую
лошадь, то с другими ему нетрудно будет сладить. Так точно поступил и я: желая
уметь обходиться с людьми, я женился на Ксантиппе, и если я управлюсь с ней, то
со всеми прочими мне будет легко».
Этот диалог в «Пире»
объясняют тем, что Антисфен, желая подчеркнуть мудрость своего учителя и
духовного главы кинической философской школы, специально противопоставляет
Сократу «обычного» человека. Не случайно, что после появления «Пира» в
философских школах Греции утвердилась новая тема для риторических упражнений —
сравнительные характеристики Сократа и Ксантиппы. В ходе этих упражнений ученики
должны были придумывать диалоги между ними, что окончательно исказило образ
реальной жены Сократа, которая с этой «философической», умозрительной
Ксантиппой не имела ничего общего.