опрос по православию и йоге. Пожалуйста, скажите о покаянии и что есть аналогичного у йогов?
Татьяна
Танская (инструктор):Здравствуйте. Не знаю, что вы вкладываете в слово покаяние) сейчас значение этого слова, к сожалению, сильно исказили. Сейчас покаянием называют бесконечное самоедство, самоуничижение и обвинение себя в разного рода грехах, что иногда
приводит к какому-то мазохистскому самолюбованию... Изначально же покаяние означало ОСОЗНАВАНИЕ своих ошибок. А чем осознавание отличается от простых констатаций "грешен я"? Тем, что человек, без всякой оценки понимает, что сделал ошибку, понимает ПОЧЕМУ ее сделал и больше НИКОГДА ее не повторяет. Потому что повторение одной и той же ошибки означает, что человек еще не научился делать по другому, значит действует неосознанно. А осознанность - это чистой воды йога. Поэтому в йоге ничего не говорится
про покаяние, зато практически все направленно на достижение осознанности. Надеюсь, я ответила на ваш вопрос.
Роман:
Намасте Анатолий.
Слушаю Ваши лекции, очень полезно)) благодарю
У меня есть вопрос к Вам. В своих лекциях Вы говорите, что человек, достигающий состояния йоги, осознаёт, что всё в мире не имеет смыла. И единственное , что остаётся делать такому человеку, это помощь другим живым существам.
Верно ли я Вас понял?
Для меня этот данный момент остаётся не ясным.
И если верно, то сам вопрос звучит так: а в чём заключается помощь другим? в достижении такого же понимания, что всё бессмысленно?
Анатолий
Пахомов:Здравствуйте, Роман,
понимаете, нас немного запутывают слова. Нет смысла в обычных действиях людей, которые казались нам до момента постижения своей природы важными. Потому можно сказать, что с одной стороны смысл теряется. Но тут же сразу и возникает новый смысл - помощь другим. А помогать нужно в том, в чем человек или животное остро нуждается - прежде всего в пищи, добром
слове, добром отношении. При этом помогать нужно прежде всего тем, кто просит о помощи. Здесь нужно учитывать момент субъективного восприятия мира. И не нужно "переводить бабушку через дорогу"
Если ей нужно было на самом деле в другую сторону. Необходимо разделять наше представление
о гармоничном состоянии и представление, которое есть у другого человека и уметь предоставить другому свободу. Я бы сказал так: предоставить информацию, которой мы владеем - а затем предоставить свободу выбора человеку. Единственное исключение конечно, это дети. Ребенок пока находится на нашем попечении нуждается не только в свободе, а скорее в разумном обучении, ведь он не знает еще этого мира и мы за него отвечаем. В целом если подитожить - нужно опираться на разумность.
Валерия:Намастэ! Анатолий, в предыдущей рассылке был вопрос про матсиендрасану. А Вы как бы нарочно не заметили этой части, аккуратно так. КПП расходится с Прадипикой? Да, ситуация...Если серьезно, то Вы-то после стольких лет практики
догадались, что тело - это не только мышцы-кости. Та же матсиендрасана описана ССС как мощнейшая для манипуры и практиковавшаяся Матсиендранатхом, в честь которого и была логично названа. Я просто не могу Ваши комметарии для себя объяснить. Не хочется думать, что Вас только на позвоночных дисках заклинило, извините за прямоту. С интересом наблюдаю за развитием Вашей практики, книга тоже очень дельная (купила ее как только она вышла). Но в последнее время ваши ответы какие-то однобокие. С благодарностью приму
обоснование вредности вышеупомянутой асаны с точки зрения механики-динамики-гидравлики. Спасибо.
Анатолий Пахомов: Позволю себе процитировать Гхеранду Самхиту:З
"Гхеранда сказал: Сколько есть живых существ, столько же есть и положений тела (Асан). Из сотен тысяч их 84 объяснены Шивой. Эти 84 – выдающиеся асаны, а 32 из них можно использовать людям в этом мире."
Иронией является то, что инструкторы часто цитируют первую часть текста об общем количестве асан, совершенно забывая дочитать до конца о малом количестве асан, которые годятся для физического тела человека в этом мире.
В целом, думаю мой ответ не понравится вам, так как вы ожидаете подтверждения того, что как вы предполагаете уже знаете. А мое знание отличается от вашего вот и все. Это будет вызывать внутренний протест, так как входит в пртиворечием того, что как вы думаете вы уже знаете. С другой стороны, задайте себе вопрос - если вы уже знаете, зачем вам это читать и что то меня спрашивать? :)
Есть определенные сведения, которые мне не хотелось бы рассказывать, так как это вызовет еще больше вопросов, чем ответов:)
Матсиендранатх придумал матсиендрасану. Это правда что и эту асану Шива не оставлял. Матсиендранатх хотел поправить свою поджелудочную и делал асану в принципе без скрутки но на одну сторону, и в принципе корректно. Потому особых претензий именно к матсиендрасане нет - там падмасана прижатая к корпусу не дает корпусу скручиваться и поворачивается голова (шея). А шея - единственное место, которое "не боится" поворотов. Хотя честно говоря тах там немного
косо располагается и я бы эту асану отнес бы в разряд "ДКМ".
Что такое ДКМ?
Это у нас так шутят, делая классификацию асан. ДКМ означает "Для Крепких Мужиков". Сюда относят асаны, который в принципе можно сделать не навредив, но только для этого надо быть крепким мужиком. А иначе легко заработать травму. И такие асаны мы исключаем из общего тренировочного арсенала.
Сейчас то что делают (ардхаматсиендрасана) - совершенно не то, что делал учитель Матсиендранатх. Потому, что бы не объяснять детали я говорю, что матсиендрасана неправильная. Но развивать эту тему дальше не хочу, потому вопросы по поводу Матсиендранатха лучше не поднимайте, отвечать не буду.
Но вообще, если вас интересует мнение о Прадипике - то это не тот текст, на который следует опираться в практике, он уже средневековый и от него не "веет древностью", если вы понимаете поэтические сравнения. И там нет никаких детальных объяснений асан. Но как исторический документ, который показывает состояние йоги на тот момент - очень даже хорош. Если вы хотите опираться на какой то текст - опирайтесь на Йога Даршану, не прогадаете. Тем более что
асан там нет описанных:))))) и очень даже правильно.
На дисках меня не "клинило", вы не внимательно читаете рассылку и книгу. С дисками как раз никаких проблем и не возникает как правило. "Клинит" меня на позвонках, которые когда смещаются ущемляют нервы, и оттуда практически
98% всех современных заболеваний. Отбросить или проигнорировать этот факт нельзя, вот и "клинит", как вы выразились.
Ответы однобокие? - Так ведь они вызваны вопросами, что я могу сделать, что людей интересуют однобокие темы? Хотя лично мне так не казалось, но раз такое сложилось
мнение - я не против такой интерпретации.
Насчет КПП
и каких либо возможных расхождений с традицией. Мне известно как работает позвоночник и как работает физическое тело человека. Этих знаний мне достаточно, что бы грамотно строить практику вспомогательных упражнений йоги - асан. Теория корректного подхода родилась во время исследований позвоночника и нервной системы и их роли в физическом теле человека (уже позже происходил сравнительный анализ с стекстами). И так получилось, что проанализировав известные тексты я не обнаружил в них противоречия с йогой КПП.
Но этот вопрос не принципиален. Если бы вдруг оказалось, что даже все трактаты противоречат тому, что я научился и осознал - я бы остался все равно при своем понимании и просто бы посчитал тексты неверными.
Понимаете, это не слепая вера. Дело в том, что когда у человека действительно "приклинивает"
позвоночник после скруток - он начинает искать выход. И из спортивных "йога"-школ приходит ко мне или к моему учителю и тут находит спасение. И этому человеку глубоко все равно что там говорил Матсиендранатх или Шивананда (хорошие кстати учителя были) - но на тот момент человек ищет спасения и голой теорией ничего сделать нельзя. Зато с разных стран я получаю письма благодарности по поводу того, что практика йоги КПП помогает человеку.
Иногда инструкторы, которые преподают скрутки говорят: "...не знаю, мне никто не жаловался, что становилось хуже после скруток..."
Ну да, правильно, это то того, что эти люди к вам больше не приходят... А приходят они к нам и просят помочь. Хотя если инструктор йоги работает давно, то обязательно сталкивался с тем, как люди травмируют себя скрутками и глубокими прогибами. Есть такой совет в йоге - соблюдать сатью (правдивость). Так вот правдивость означает в том числе и быть честными с самими собой и не закрывать глаза на факты. Ом.