Принципы Аштанга-виньясы В практике Аштанга йоги асаны чередуются с разогревающими тело виньясами. Такая цикличность хорошо способствует утиханию внутреннего диалога. Этой же цели служит и строгое сопряжение виньясы с дыханием - на каждое движение приходится определенная часть дыхательного цикла. Например, со вдохом руки поднимаются над головой, ладони соединяются вместе; на выдохе - наклон
вперед, ладони опускаются на пол рядом со стопами и т.д. Таким образом, для всех асан установлено определенное количество виньяс, связанных со вдохом и выдохом.
Одна из целей виньяс – очищение от "внутренних ядов". Паттабхи Джойс выделяет шесть ядов, которые омрачают существование человека. Это - желание, гнев, иллюзия, жадность, зависть и лень. Когда практика йоги поддерживается с большим старанием и преданностью на протяжении долгого времени, тогда жар, производимый ею, сожжет эти
яды, и засияет "свет нашей внутренней природы". Естественно, имеется в виду не только усердная практика асан, но и усилия, которые человек прикладывает для искоренения ядов.
Кроме того, виньясы позволяют очистить тело и на физическом уровне. Дыхание и движение, заставляют кровь становиться "горячей" или, как говорит Паттабхи Джойс, бурлить. Застой крови, учит он, - это застой энергии, который является причиной различных заболеваний. Жар, производимый практикой, очищает кровь
и ускоряет ее циркуляцию. Сочетание асан с движением и дыханием позволяет крови свободно достигать всех суставов и тканей, унося токсины из тела. Кровь и лимфа хорошо проталкиваются мышцами, которые, по сути, являются "вторым сердцем".
Пот - важный продукт виньясы, потому что только через пот, как считают последователи Аштанга-виньяса стиля, болезнь покидает тело и происходит очищение. Как золото плавят, чтобы удалить примеси, которые выходят на поверхность при его кипении, так и практика
асан в данной школе заставляет кровь бурлить и выводит все токсины наружу, которые затем удаляются с потом. Характерным признаком данного стиля является наличие полотенца на коврике, которым практикующий вытирает пот с тела.
При практике Аштанга-виньясы вдох и выдох должны быть ровными и спокойными, одинаковой длительности. При этом используется уджайи-пранаяма – удлинение дыхание путем легкого сжатия мышц дыхательного горла. Длинное ровное дыхание усиливает внутренний огонь, увеличивает
жар в теле, который в свою очередь нагревает кровь для физического очищения. Когда этот огонь усилен, наше пищеварение, здоровье и продолжительность жизни возрастают. Неровный вдох и выдох, или слишком быстрое дыхание, нарушают равномерность сердцебиения, сбивая и работу вегетативной нервной системы. Помимо этого, в практике Аштанга-виньясы обязательно используются бандхи - мула и уддияна, а также джаландхара. Эти "энергетические замки" как бы запечатывают энергию внутри тела, дают ему легкость,
силу и здоровье, а также помогают создать сильный внутренний огонь. Без бандх дыхание не будет правильным, и асаны не принесут пользы.
Еще одним важным моментом в практике Аштанги является концентрация взгляда (внимания) во время выполнения асаны - дришти. Всего есть девять дришти: нос, межбровье, пупок, большой палец, ладони, стопы, вверх, вправо и влево. Дришти очищает ум и обеспечивает устойчивость его функционирования. Направленность взгляда и сосредоточенность внимания приводят в порядок
ум практикующего, позволяя достигнуть состояния йоги - читта вритти ниродхах. Настоящая сущность работы виньясы проявляется тогда, когда достигается состояние тристханы - это слияние воедино синхронности дыхания-движения, бандх и дришти. Все эти три действия являются очень важными в практике йоги, и охватывают три уровня очищения: тело, нервную систему и ум. Они всегда выполняются в соединении друг с другом.
Иерархия тренировочных последовательностей Аштанга-виньяса йоги состоит из шести базовых уровней
восходящей степени сложности форм тела. Информация по первым уровням общедоступна - выпущены фильмы, где наиболее опытные из западных учеников Паттабхи Джойса - Дэвид Свенсон, Ричард Фриман, Тим Миллер, Лино Миеле и другие выполняют последовательности асан разных уровней. Есть фильмы с практикой внука П.Джойса - Шарата Рангасвами. В Киевской школе йоги многие элементы (например, виньясы и принцип их чередования с асанами) позаимствованы из Аштанга-виньяса йоги.
Личное мнение Вероятно, авторы направления Аштанга-виньяса йога задумывали ее соответствие восьмиступенчатой йоге (Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратиахара, Дхарана, Дхияна, Самадхи). Однако в настоящее время большинство последователей этой школы ограничиваются только физической практикой; более опытные в классическом варианте практикуют также дришти и уджайи. Впрочем, как и в других направлениях, все зависит больше от человека, нежели от школы в которой он практикует.
Аштанга-виньясу обычно предпочитают
молодые люди с крепким здоровьем, поскольку это направление в йоге уделяет усиленное внимание физической практике, иногда даже чрезмерное. Многие последователи аштанги способны выполнять сложные асаны, такие как стойки на руках, пробросы ног и т.д. Но следует отметить, что в практике асан этой школы присутствуют многочисленные прогибы и "скрутки", которые со временем ведут к нестабильности позвонков из-за растяжения связочного аппарата позвоночника.
Последовательности асан в этом стиле
стандартные и изменялись лишь в начале создания системы. Теперь последовательности строго неизменны, что имеет некое рациональное зерно - такой подход призван сосредоточить внимание вовнутрь. Но некоторые практикующие утверждают, что такая практика лишена радости творчества.
Аштанга-виньяса йоге желательно обучаться у компетентного инструктора, хотя начальные уроки можно усвоить из видеофильма. Никакой особой подготовки или наличия созерцательного опыта не требуется. В этом смысле Хатха Йога
вообще довольно доступна – считается, что практика сама изменяет человека, что практика - лучший учитель. Если человек усердно практикует - он все равно изменится, независимо от своей изначальной мотивации, хотя если он использует еще и внутренний самоанализ и стремление очиститься внутри – плоды практики появляются быстрее.
Статья представляет субъективный взгляд автора. В ней использованы сведения из Интернета, а также материалы бесед с
различными практикующими, в том числе и обучавшимися у Паттабхи Джойса.