Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Вопросы по практике, часть 2


Хатха Йога. Корректный подход к позвоночнику

Йога в Киеве Йога в Киеве              

Доброго времени суток, уважаемый Читатель!

Выпуск 105

Вопросы по практике, часть 2

Продолжаем отвечать на вопросы по теме корректного подхода к позвоночнику при выполнении асан. Начало читайте в одном из предыдущих выпусков. Также, вы можете задать интересующие Вас вопросы в разделе вопросы-ответы или на почту.


1.    По поводу сгибания вперед ПОЗВОНОЧНИКА (в частности в поясничном отделе) (а не наклонов вперед в тазобедренных суставах с прямой спиной и с вытяжением). Доказывать истину, что это является очень опасным направлением движения (особенно не при равномерном сгибе, а при так называемом «изломе») нет смысла. Протрузии и грыжи межпозвоночных дисков (а с ними и прострелы) в обычной жизни (а не на тренировках) в основном возникают именно при этих движениях позвоночника (часто усугубленных еще и поворотами). Я лично смотрел свои снимки МРТ, все протрузии – в сторону канала спинного мозга. Это наиболее опасное и наиболее часто встречающееся у людей направление выдавливания межпозвоночного вещества, которое реализуется именно при сгибании вперед позвоночника. Врачи это хорошо знают. С точки зрения механики (а я сам по образованию механик) это хорошо рассмотрено в книге Батмангхелиджа (см. приложенный файл, качество снимков плоховатое, в самой книге качество рисунков гораздо лучше) (его мысли о воде можно пока опустить). Почему Вы это не признаете, я не понимаю. Понятно, что опасность этого движения можно нивелировать одновременным вытяжением позвоночника и недопущением сильных неравномерных сгибов вперед позвоночника. Эти же меры безопасности годятся и при прогибах назад, о чем Вы пишите в своей книге, и при наклонах в сторону (о чем Вы не пишите), может быть и при скрутках (об этом еще надо подумать). То есть соблюдай меру в амплитудах движений (любых), не испытывай позвоночник на излом (в любую сторону), растягивай его (в меру), укрепляй мышцы и связки и все будет в порядке (при любых движениях), не так ли?

2.    Я понял так, что боковые наклоны Вы тоже исключаете из своей практики. Правильно?

3.    Жолондз М.Я., о котором Вы упоминаете в своей книге, обосновывает и рекомендует именно скрутки и боковые наклоны для профилактики спазмов коротких мышц позвоночника. Как Вы относитесь к его аргументам?

4.    В природе (в жизни) человек выполняет и повороты, и наклоны в стороны, и прогибы назад, часто потягивается (не обязательно симметрично). Другое дело, что амплитуды этих движений не большие, и выполняются они не часто. Не обедняете ли Вы практику йоги исключая совсем эти движения, не уход ли это от природы?

5.    Вы пишите, что асаны не могут исправить смещения позвонков, а мышечный корсет (в частности у штангистов) не панацея от смещений позвонков. Какое-то грустное заявление. Тогда в чем смысл практики асан для здоровья позвоночника? Ходи к костоправу, и не надо ничем заниматься? Или я Вас не правильно понял?

6.    Вы написали: почитайте Упанишады, например, Шандилью. Почитать можно, но там почти одни сидячие асаны. Так Вы можете сказать, почитайте Патанждали (там вообще кроме понятия асаны ничего о них не пишется). Это не корректно. Хатха Йога Прадипика – другое дело (14 век). Но там есть Матсиендрасана (скрутка).

7.    Триконасана в абсолютном большинстве современных источников используется со скруткой или боковым наклоном (Шивананда ее часто использовал вместо Матсиендрасаны), Махамудра асана – с разведенными бедрами и наклоном в бок. У Вас эти асаны – симметричны. Это чисто Ваши доработки асан? То есть аналогов Вашему движению за «симметричность» асан у современных йогов нет, и Вы взяли на себя роль основателя/первооткрывателя этого подхода (без аналогов)?

8.    Почему Вы не глубокие прогибы в практике допускаете (и широко используете), а не глубокие скрутки нет? Где можно почитать о влиянии остистых отростков на смещение позвонков при скрутках и прогибах (хотелось бы на картинке это увидеть или почитать в деталях)? Может быть в следующей редакции Вашей книги приведете рисунок, поясняющий этот механизм (например, как у Батмангхелиджа).

Анатолий Пахомов:

1. Да, несомненно, что к позвоночнику следует относится бережно, и используя здоровую подвижность в практике йоги можно поддерживать здоровье.
То что травматизм при сгибаниях вперед возникает - это само по себе, а в следствии того, что при этом человек что либо поднимает, так как при всех направлениях это самое безопасное (после состояния неподвижности в вертикальном положении). Почему? Потому что при этом происходит опора на самое массивное соединение - тело позвонка и диск. А если вы знакомы с механикой, то мне не нужно объяснять, почему опора на самое массивное соединение будет самым безопасным из возможных. Травматизм (протрузии и боли ) возникают, когда УЖЕ кости смещена и давление приходится не по центру тела и диска - а набок! Здесь по механике также все понятно - стабильная и нестабильная система.

2. Почему исключены наклоны в сторону - сразу же и становится понятно из вышесказанного. Они и скрутки как раз и смещают систему, которая предназначена для наклона и прогиба вперед назад. Ведь обратите внимание - суставы позвоночника ПАРНЫЕ. И работают на подобие шлахбаума - вперед-назад. Для наклона в сторону НЕТ специального сустава в ОДНОМ СЕГМЕНТЕ. И они осуществляются за счет существования множества суставов. И ест народная мудрость - "где тонко там и рвется" - соответственно если будут нарушения то при этом направлении подвижности возможно возникновения проблем. Но при этом всем для здорового "потягивания в бок", без рычагов - нет никаких приград. Но это ведь по ощущениям и практиковать регулярно а тем более в группах не имеет никакого смысла. И так - все в КПП согласуется с логичностью и разумностью, хот я и не всегда соответствует современному ущербному взгляду на асаны и медицину. Но это и логично и нормально. Иначе если бы асаны и медицина в современном подходе все объясняли и лечили то надобности в возникновении КПП не было бы. А так, все что проявлено - разумно.

3. К скруткам я отношусь негативно, так как они однозначно способствуют смещениям костей позвоночника.

4. А в природе вы и не должны себя ограничивать кроме как разумом. Но на основании того, что инструктору хочется потянуться правой рукой и в правую сторону нельзя заставлять всех практикующих слепо это повторять. не путайте групповую безопасную практику как систему и индивидуальное слушание своего тела и соответственно - индивидуальную практику. Это как правила дорожного движения - существуют для безопасности общества. Но если разумность нам диктует, что в данном случае надо повернуть здесь или там и это никому не повредит, а наоборот, то мы ведь так и делам, не правда ли? При этом без претензии - что надо переписывать под нас ПДД.

5. Если бы костоправство заменяло йогу или наоборот - то одно уже давно вытеснило за ненадобностью другое. Но мы видим что это две взаимодополняющие системы. У них разные цели, хотя и не проитворечащие. Йога движется к состоянию спокойствия, а костоправтсво только к правильному функционированию тела. Все просто и логично. Если вы достигаете спокойствия и здоровья тела асанами и другими средствами йоги - все ок. Но если человек упал и у него отнялись ноги - какую асану вы ему посоветуете??? Тут поможет только вправление костей.

6. Труд Патанджали - это Раджа йога. Мы с вам и говорим о Хатха йоге. Я говорю об Упанишадах как о наследиях Учителей. А уже Прадипика гораздо более позднирй текст, написаный уже не столько учителями, которые оставили наследие йоги, а скорее учениками, такими же людьми как и мы с вами. А человек может ошибаться хотя и стремится к совершенству. В современном развитии человек наделал много ошиибок в попытках "усовершенствовать " природу и общество. В этих попытках мы видим на современном этапе и вред и пользу. практика асан не исключение. А вот что касается практики йоги в целом - то здесь все осталось, как и завещали учителя - без изменений и верно. Остановите мысль - достигайте ниродха и поймете себя и мир, а может быть поймете что это одно и то же... Но до этого уровня далеко не каждый инструктор йоги дошел...

7. Моя роль не столько в том, что бы быть первооткрывателем, столько в том, что бы очистить древнюю систему практики йоги от современных искажений, ведущих к травматизму человеческого тела. Я ничего не придумывал нового. А то что я противопоставляю разумный подход слепому следованию чьим то догмам, так это делали в истории человечества много личностей. И то, что их далеко не всегда признавали современники - совершенно нормально. Но мне повезло в этом плане. Последовательной корректной йоги даже при моей жизни огромное количество как в Украине, так и в России. У нас пожалуй одна из крупнейших школ йоги в Украине, может быть даже самая крупная. Потому что люди чувствуют эффект от упражнений и тянутся к верной практике. Правда мы не  занимаемся особо пиаром, а просто практикуем. Мое личное мнение - что через несколько сот лет совершенно естественно все школы перейдут на корректную практику. Это происходит уже и сейчас, кто то признает что учился у нас, а кто то начинает говорить "у нас так было и раньше". Это не имеет значения. Правильное понимание функций нашего тела и позвоночника - неизбежный процесс эволюции человека.

8. Мы допускаем в практике неглубокие повороты. Это те повороты корпусом, которые изначалльно допустимы природой и выполняются за счет сокращения мышц самого корпуса БЕЗ использования рычагов, инерции и веса частей тела. Что природно - то разумно. Например упражнение "тибетский крюк" я даже иногда даю его на занятиях и семинарах. Но оно выполняется при наличии опыта и при использовании закрытой кумбхаки. то есть для выполнения этих упражнений требуются специальные разъяснения опытного преподавателя йоги. В книге и на учебных дисках я не демонстрировал и не описывал эти упражнения из-за их сложности.

С уважением, Анатолий Пахомов 
ukryoga@gmail.com

Задавать вопросы можно почтой или непосредственно на сайте, в разделе вопросы-ответы или, если хотите также участвовать в дискуссиях - на форуме.

В избранное