Продолжим рассматривать тему Махамудры. Начало
читайте: часть 1, часть 2, часть 3. На начальных этапах практики мы создаем для себя «тепличные условия». И это оправдано. Например, для того,
что бы научиться расслабляться – нам для начала нужно тихое помещение, что бы никто не мешал и т.д. Но на более продвинутых этапах практики Йогин обучается, наоборот, умению расслабляться в любых условиях, используя ПРАТИАХАРУ – отключая чувства от внешних объектов. Так же и с практикой махамудры. Вначале Йогин практикует ее в полной тишине и неподвижности, а затем наступает черед практики в неблагоприятных условиях…
Как
культивировать Махамудру в неблагоприятных условиях После того как удается удерживать состояние махамудры в благоприятных условиях, можно переходить к усложнению практики.
1. Практикующий может использовать отвлекающие мысли, как часть своего Пути.
2. Создавать ситуации в которых вы будете чувствовать неудобство и ущемление своего эго и наблюдать за этими состояниями.
Вначале подобные ситуации могут быть созданы в искусственных условиях, в виде тренингов. Также можно использовать желания-страсти с целью достижения осознания. Опытные практикующие могут использовать весь диапазон эгоистических тенденций для их осознания. Это значит, что иногда следует намеренно вызвать в себе такие желания и страсти, как похоть, ревность, ненависть и т.д., а затем наблюдать за ними в самой их глубине. Не нужно ни следовать им, ни отбрасывать их или вносить
какие-то поправки - следует просто оставаться в расслабленном и естественном состоянии ясного осознавания. Это сложная практика и требует длительной подготовки и предварительной практики в «благоприятных условиях».
3. Использовать сострадание и печаль с целью достижения Реализации. Поскольку при окончательном анализе наша жизнь и жизнь в Самсаре оказываются страданием, попробуйте испытать глубокое сострадание ко всем живым существам.
При размышлении о человеческих страданиях возникает чувство глубокого сострадания; и в тот самый момент, когда это чувство сострадания появляется, следует практиковать осознанность махамудры применительно к нему. При этом будут возрастать как Мудрость, так и Сострадание.
4. Использовать болезнь с целью достижения Реализации. Когда вы больны, вам следует практиковать махамудру применительно к болезни. Также следует с особым вниманием наблюдать за
сутью как больного, так и болезни, устраняя таким образом дуальность субъекта и объекта.
5. Использовать идею смерти для осознания. Все что имеет начало, имеет и окончание, будь то вещи, отношения, явления или наше тело. Потому практика махамудры распространяется и на состояние умирания физического тела. Практикующий йогу не испытывает страха перед смертью. Он сможет без страха, верно, распознать все видения и переживания, которые имеют место в
процессе умирания.
Ошибки при выполнении практики махамудры (цитата из книги «Учения Тибетской Йоги» в изложении ламы КОНГ КА):
1. Если практика Махамудры сводится лишь к усилию добиться стабилизации ума, деятельность сознания практикующего будет заторможена или затуманена. Этот тип практики называется "замерзшим льдом" и являет собой неблагоприятную тенденцию,
которую следует всячески избегать.
2. Тот, кто пренебрегает ясным "Осознанием", придерживаясь лишь Недвойственности, не увидит и не услышит ничего, столкнувшись с видимыми и осязаемыми объектами, звуками, запахами... Это ошибка, связанная с состоянием инертности.
3. Когда последняя мысль ушла, а следующая еще не возникла - это непосредственное мгновение настоящего являет
собой чрезвычайно удивительную вещь, если человек может пребывать в нем; но если он делает это без ясного осознания, он все равно впадает в ошибку инертности.
4. Тот, кто способен поддерживать ясное Осознание, но думает, что в этом и состоит вся Махамудра, также впадает в ошибку.
5. Если человек культивирует лишь "Блаженство", "Озарение" и "Недвойственность",
не практикуя при этом "наблюдение ума с глубоким проникновением", это не может еще считаться должной практикой Махамудры.
6. Тот, у кого развивается неприязнь к проявлениям внешнего мира, скорее всего, сошел с верного пути Махамудры.
7. О том, кто сосредоточивается на своем Осознании и культивирует Ум просветляющей Пустоты, говорят, что он практикует Махамудру верно. Однако,
эта "концентрация-усилие" имеет тенденцию снижать ту спонтанность, и ту свободу, без которых трудно достичь раскрытия и неограниченного освобождающего Ума. Поэтому нельзя забывать о практике "расслабленности", "неограниченности" и "спонтанности".
Что же тогда является верной практикой Махамудры? Ум в его обычном состоянии сам по себе является практикой. Это значит позволить
обычному уму оставаться в своем обычном естественном состоянии. Если же к этому уму добавляется или отнимается что-либо, тогда ум перестает быть обычным, а появляется то, что называется "умом-объектом". Не совершать ни малейшего усилия для выполнения практики, не иметь ни малейшего намерения и в то же время не отвлекаться ни на единое мгновение - это значит практиковать естественный ум должным образом. Таким образом, пока вы в состоянии удерживать свое Само-осознание, чем бы вы ни были заняты, - вы
практикуете Махамудру.
С
уважением, Анатолий Пахомов
ukryoga@gmail.com Задавать вопросы можно почтой или непосредственно на сайте, в разделе вопросы-ответы или, если хотите также участвовать в дискуссиях - на форуме.