Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Хатха Йога. Корректный подход к позвоночнику - Что такое Йога? (часть 2)


Хатха Йога. Корректный подход к позвоночнику.


Подписаться на рассылку                                                                                                    Архив предыдущих выпусков


Здравствуй уважаемый Читатель!

Выпуск 73

Что такое Йога? (часть 2)

Самые древние упоминания о йоге

Само слово «йога» трактуется и переводится по-разному. Оно может иметь значения: «соединение», «контроль», «узда», «сдерживание». Эти значения могут иметь отношение к состоянию сознания, то есть – удержание контроля, освобождение от вритти (волнений ума). Также это может иметь отношение и к физическому телу – контроль над ним, обуздание болезней, избавление от заболеваний методом планомерных и регулярных усилий.

Йога упоминается в древнейших писаниях – Ведах, Упанишадах, а также в Бхагавад Гите. В этих текстах не дается четкое определение Йоги, скорее, это символические описания.
Так, в Бхагавад Гите Шри Кришна объясняет Арджуне значение йоги как освобождение от страданий и горя. «Когда мысли поток обуздан…, когда муж успокоил желанья – он тогда именуется «йогин»… Там, где мысль, упражнением в йоге остановленная, замирает, …пребывающий там не смутится даже самой тяжелою скорбью; ведь, достигнув той цели, не мнит он что-то высшее, лучшее встретить. Состояние это есть йога, что оковы скорбей размыкает».
В Катха Упанишаде йоге дается такое объяснение: «Когда чувства утихомирены, когда ум в покое, когда интеллект не колеблется, тогда, как говорят мудрецы, достигнута высшая ступень. Этот постоянный контроль над чувствами и умом называют йогой. Достигнувший его освобождается от заблуждений».

Сутры Патанджали

Тем не менее, среди множества концепций Йоги существует одна, принятая за классическую. Эта концепция была разработана мастером ума (некоторые говорят даже святым), великим индийским мыслителем и мудрецом Маха-риши Патанджали. Он взял на себя ответственность описать Йогу согласно собственному пониманию, обобщив накопившийся вековой опыт традиции, и создал первый труд,  в котором систематизированы понятия и методы Йоги.

Свой труд он назвал «Йога Даршана» (слово «даршана», видимо, происходит от корня «дриш» и обозначает «видеть»). В наши дни этот трактат больше известен как «Йога Сутры». Патанджали, обладая тонким умом и склонностью к систематизации, понимал суть системы и изложил свое видение Йоги в 196 шлоках. Во второй шлоке мудрец дал определение Йоге, как уникальному состоянию сознания человеческого существа. Таким образом, все методы, описанные дальше в «Йога Даршане», должны использоваться для достижения этого состояния, названного Патанджали «читта вритти ниродхах».

Некоторые эксперты говорят, что Патанджали жил во 2 веке до н.э., другие говорят, что около 50 года н.э., есть и такие, которые утверждают, что он жил 5000 лет назад. Вместе с тем, один из наших учителей, обладающий паранормальным восприятием и имеющим способность считывать данные с информационного поля Земли., твердо сказал, что мудрец Патанджали написал свой труд в период около 400 года до н.э.

Как бы то ни было, на учение Патанджали опирается сейчас множество школ Йоги, в том числе и Хатха Йоги. Дело в том, что Патанджали описал Раджа Йогу, а Хатха является инструментом достижения состояния Раджа Йоги. Об асанах – той части садханы (пути самосовершенствования), с которой у большинства жителей нашей страны ассоциируется Йога – мудрец сказал лишь, что она должна быть устойчивой и удобной. А, как известно, таковой она будет при ровном позвоночнике.

Первым же известным в настоящее время источником Хатха Йоги, где описываются асаны, является труд «Гхеранда Самхита» написанный в 300-400 годах нашей эры. В трактате сказано, что Шива оставил описание 84 асан, из которых людям в этом мире следует практиковать 32. Ценные сведения о садхане встречаются также в более поздних трактатах – «Шива Самхита» и «Хатха Йога Прадипика».

Восемь ступеней йоги

Патанджали определил в Йоге восемь ступеней, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга. Вместе с тем, эти ступени не нужно рассматривать как некие этапы, которые необходимо пройти последовательно, один за другим. Конечно, требуется постепенность, но это не значит, что, не овладев всеми асанами, нельзя осваивать, скажем, пранаяму.

Первые две ступени являются как бы подготовительными и затрагивают, скорее, нравственные основы всей жизни. Эти ступени называются яма – соблюдение всеобщих моральных заповедей (контроль межличностных отношений) и нияма – культура, внутренняя дисциплина, внутриличностный контроль.
Яма включает в себя ненасилие, правдивость, нестяжательство, воздержание и непринятие даров. Нияма – чистоплотность, удовлетворенность, аскетичность, изучение писаний и стойкую преданность Всевышнему Господу.

Третья ступень йоги у Патанджали – это асана. Йога понимает под асанами особые положения тела, сохраняемые более или менее длительное время. Асаны условно можно разделить на две группы: укрепляющие тело и созерцательные. Цель первых – сделать тело крепким, выносливыми здоровым; вторых – создать устойчивое положение тела, не мешающее самоуглублению.

Следующая ступень – пранаяма: контроль над дыханием или умение путем дыхательных упражнений управлять потоками Праны (общеуниверсальной энергии) как в своем теле, так и за  его пределами. Не нужно только забывать, что отделение пранаямы от асан искусственно, так как нельзя упражняться в асанах, не обращая внимания на дыхание, не руководя им.

Пратьяхара является последней физиологической ступеней Йоги из подготовительных к собственно психологическим ступеням. Пратьяхара означает управление чувствами, отвлечение внимания от всего внешнего и сосредоточение его внутри тела.

Следующие за пратьяхарой три последние ступени Патанджали объединяет под названием «самьяма» – самоконтроль.
Самьяма и ее ступени определяются в «Йога Сутрах» так: 1. «Дхарана есть удержание (фиксация) мысли на каком-нибудь определенном предмете». То есть, дхарана есть искусство сосредотачивать мысли; 2. «Дхьяна есть поток (сознания), сфокусированный на одно». То есть, дхяна – это искусство созерцания. Между дхараной и дхьяной нет качественной разницы, скорее здесь можно говорить о количественной разнице. 3. Когда при дхьяне исчезает какая бы то ни была форма (объекта) и отображается лишь суть, когда присутствует лишь сознание объекта медитации, но не ума – это самадхи». То есть, самадхи есть слияние со Вселенной, экстаз, просветление.

Продолжение следует...

С уважением, Анатолий Пахомов и Татьяна Танская 


ukryoga@gmail.com
Задавать вопросы можно почтой или непосредственно на сайте, в разделе вопросы-ответы или, если хотите также участвовать в дискуссиях - на форуме. 


Наши проекты:

www.ukryoga.com Киевская школа Йоги

www.ukryoga.info Журнал "ЙОГА". Теория и практика древних и соременных направлений Йоги.

www.yogakiev.com Йога магазин. Товары для йоги: коврики, одежда, литература, обучающие видеоматериалы.




В избранное