Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Студенческие вопросы

  Все выпуски  

Студенческие вопросы Смысловая память


Здравствуйте! Перед Вами шестой выпуск рассылки «Самое важное о памяти»

 

Смысловая память

 

         Смысловая память (словесно-логическая) позволяет упорядочить, отсортировать всё, что происходит в жизни. Она позволяет человеку эволюционировать в познании этого мира.

         Для того чтобы школьники, особенно в старших классах могли успешно учиться, у них должна быть сформирована способность к запоминанию и воспроизведению смысла, доказательств, логических схем, аргументации. Нужно уметь правильно ставить цели для запоминания. Как преподаватель, я даже в институте, слишком часто наблюдаю картину, когда студент пытается решать конкретную задачу и не понимает, чему же он должен здесь научиться. Опять нагружается цветовая память, а цель так и остаётся недостигнутой, такая работа не имеет смысла. Другими словами, нужна смысловая память.

         Что такое «смысловая память»? У нас фиксируется в области мозга то, о чем мы слышим. А образы мы создаём сами. Смысловая память, чем интересна? Когда мы слышим, например, слово «стол», то у нас возникает образ стола. Однако у каждого это свой образ, каждый видит свой стол. Аналогично с любым другим словом.

          Поэтому когда мы говорим кому-то, то думаем, что он понимает то, что мы говорим. Но ведь у него другой опыт, другие образы живут в памяти. Он образует в своей смысловой памяти совсем другое. И, наоборот, когда нам что-то говорят, то часто говорят одно, а мы из своего опыта соткали другое. Поэтому смысловая память – это самый неуправляемый вид памяти.  

           Представим себе смысловую память как некую пластинку, на которую идёт запись. На ней фиксируются все наши мысли, наши желания. На эту пластинку мы, прежде всего, помещаем то, что для нас очень важно. Туда записываются очень важные для нас звуки, значимые голоса, к которым мы всегда прислушиваемся и всё, что сказано этим голосом, запоминаем. Таким образом, всё, чем мы дорожим, размещается в смысловую память.

           Смысловая память сначала формируется внутри и затем через нее идет восприятие внешнего мира. Если услышанное не совпадает с нашим желанием, то память не активна. Мы слушаем и не слышим. Говорят, прошло мимо ушей. Если же мы что-то ждем, то память очень активна. Выделяются некие антенки, притягивающие к себе, уши становятся локаторами. Формируется смысловая память, прежде всего за счет любви. Когда мы кого-то или что-то любим, то реагируем гораздо сильнее, чем на всё остальное в этом мире.

              Дорогие родители! Если Вы каждый день читаете ребёнку нотации и не получаете отклика, то уверяю Вас, ребёнок их не слышит. Подумайте, каким способом можно активизировать его смысловую память.

              Развитая смысловая память позволяет ориентироваться в любой ситуации, позволяет быть самостоятельным, творческим человеком.

             Слабо развитая, не тренированная смысловая память является одной из основных «скрытых» трудностей при обучении (в школе, вузе). Как же часто приходится слышать, что хорошо успевающий до какого-то класса ребенок вдруг начинает плохо учиться. Как правило, он при этом считает, что «учи, не учи, все равно оценка плохая». В большинстве случаев, если результат обучения не соответствует затраченным усилиям, то это связано с тем, что нагружается цветовая память там, где необходима смысловая. Ученик как бы пытается «поесть» странички учебника или конспекта глазами, а потом на уроке или экзамене воспроизвести их на ментальном экране. При большом объеме материала, какой нужен в старших классах или институтах это бывает просто невозможно.

             Те, кому следовало бы обратить особое внимание на свою смысловую память, обычно интуитивно уделяют много внимания прослушиванию мелодий. Становятся меломанами. Им сложно постигать точные науки.

           И ещё, посмотрите, есть ли у Вас чёрно-белые фотографии? Их следовало бы проанализировать. Нас фотографируют тогда, когда или у нас что-то необходимо подправить в памяти или тому, кто фотографирует, нужен наш образ, чтобы что-то изменить в его памяти. Когда фотография черно-белая обратите внимание на смысловую память.

        

         В следующем выпуске Вы узнаете, как можно потренировать свою смысловую память.

На сайте www.studentvseznayka.ru появилась первая книга серии "Рабочая тетрадь по Высшей математике. Методы решения задач". В ней самым подробным образом разбирается решение всех типов задач, которые присутствуют в контрольных работах технических и экономических вузов по теме "Вычисление пределов".

Вопросы можно задать через форму обратной связи на сайте http://www.studentvseznayka.ru или письмом, адрес электронной почты nnbelova.site@yandex.ru

Предыдущие письма можно посмотреть в архиве рассылки http://subscribe.ru/catalog/job.education.vseznayka

С наилучшими пожеланиями http://www.studentvseznayka.ru

 


В избранное