Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Урок литературы: проблемы, методы, подходы. 23-й выпуск


Информационный Канал Subscribe.Ru

20 июля 2002 года

Методиколитературная почтовая рассылка

Выпуск № 23


Урок литературы:
проблемы, методы, подходы


От автора


    Как и обещал, я не пропал вновь на несколько месяцев, а продолжаю пополнять библиотеку новыми материалами. Сегодня Вашему вниманию предлагается ряд статей известного петербургского учителя и методиста Ираиды Серафимовны Грачевой.

    Обычный школьный учитель, кандидат филологических наук, десятки лет отдавший своему делу. Но при этом, с кем бы из знавших ее лично, я не встречался в своей практике, я всегда слышал восторженные отзывы о ее мастерстве. Ее признавали, пусть не во всем с ней соглашаясь, практически все, это была легендарная личность среди учителей-литераторов Ленинграда 70-80 гг. В своих работах она не давала т.н. "рецептуры" проведения урока, ее статьи много интереснее - она будит мысль читателя, прибегая подчас к весьма неожиданным параллелям, аналогиям. Не дать рекомендации по проведению урока, а заставить учителя самому по-другому увидеть текст произведения, сделать так, чтобы этот текст стал для него "своим". Приведу для примера одно из воспоминания о ней:

    "Ираида Серафимовна Грачева уже при жизни стала человеком легендарным. Ее реплики, ее концепции, даже эпизоды ее личной жизни были на устах не только учеников, всегда влюбленных в нее, но и коллег, слушателей, всех, кто хоть раз с ней встретился. И хотя лицо у нее было внешне обыкновенным, характерно русским с круглым овалом, озорными глазами, но в этом простодушии сразу проступала значительность и «неподражательная странность». Я не могу вспомнить ее усталой до безволия, до серости, хотя жизнь была трудная, да и как будто звала И. С. Грачева все новые испытания себе, никогда не прячась в удобное русло. Она излучала энергию, этим напоминала и боярыню Морозову, и яростного Аввакума. В ней жила страсть противоречить привычному ходу дел, и это, вероятно, шло от подлинной любви к жизни, исключающей спокойное привыкание. Для нее не было более презренной вещи, чем конформизмом. Страстность исключает благополучие и брезгует им. А страстность в Ираиде Серафимовне сквозила во всем: в слове, в резкости оценок, в бесстрашии взгляда, даже в той сдержанной величавости, которой были отмечены ее движения и позы.

    Мы всегда спорили с ней о христианстве, о православии и католичестве, о Моцарте и Бахе, и мне все казалось, что ее подчеркнутое уважение к религии идет от необходимости подчинить разуму безграничность чувств. И хотя она любила цитировать Евангелие, врагов она не прощала и была непримирима. Как ни искренно было смирение, безграничность побеждала. И во всем.

    Она могла быть похожа на малявинских баб и на утонченные тени из серебряного века с портретов Сомова или Борисова-Мусатова. Такой я увидел ее, когда мы встретились последний раз на спектакле Р. Виктюка «Двое на качелях». Виктюк, как всегда, кокетничал, а Ираида Серафимовна, связанная с ним давним знакомством, была проста и значительна в каждом жесте.

    Она не любила ничего случайного. В самом деле, ее занимали законы, а не случаи. Стремление подняться над бытом, даже над социальной ситуацией заметны и в ее литературных работах, уроках, планах к лекциям, которые с такой любовью собраны ее друзьями и учениками в книгу. <...>

    В защите добра И. С. Грачева скорее строгий проповедник, нежели мягкий утешитель. Даже то, что многие слова пишутся с заглавной буквы, свидетельствует о торжественности тона. Дешевая эмоциональность, растроганность, «эмоциональная неопрятность» и тем более шаманство психической атаки некоторых учителей казались И. С. Грачевой почти грехами. Высокая ответственность учителя за каждое слово, мысль, внушенные ученикам, была естественным поведением Ираиды Серафимовны. И внимание к ученику становилось не бытовым, а духовным. Суровая забота матери состояла и в том, чтобы уберечь от идилличности взгляда на мир, на жизнь человеческую (размышления о трагизме любви у Тургенева), и в том, чтобы дать человеку надежные опоры: родину, любовь к своему народу и поэзии. С поразительным педагогическим тактом И. С. Грачева находит путь приобщения к стихам («Как начинают жить стихом?»). Поэзия для учителя оказывается необходимым способом вознесения ученика над суетой, над бытом, над практицизмом, способом присоединения к вечному.

    Ираида Серафимовна, говоря о пророческой миссии русской литературы, любила повторять фразу: «Поэт в России больше, чем поэт». Но всей своей работой она показала, что настоящий учитель всегда поэт, то есть человек, который «верит мира совершенству» и требует его.

    Поэтичность жизни И. С. Грачевой и книги, которую она написала, — в ощущении безграничности пространства. Диапазон ее литературных героев огромен: от «Слова о полку Игореве» до А. Ахматовой и В. Соколова. Но дело еще и в другом. Непохожая на всех и дорожащая этой оригинальностью, И. С. Грачева защитила пушкинскую идею пространства души и в анализе «Полтавы» показала, как неизбежно возмездие тем, кто не знает ничего, выше своего «Я». И еще одна обязательная черта поэтичности жила в И. С. Грачевой. При всей изощренной литературности (редкая ее фраза обходилась без цитаты) любовь к первозданной стихии была для нее сущностью бытия".


    Член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор В. Г. Маранцман.


Новые материалы



www. eelmaa.narod.ru


     17.07. Вечная история (после просмотра фильма "Мужчина и женщина")
    Мелодрама. Но при этом не банальная, не бытовая. Хотя с виду - все как всегда - обычная жизнь, Он, Она. По окончании фильма вспоминается пушкинское "Печаль моя светла", на губах лежит чуть заметная улыбка. Тепло, покой, умиротворение. Как так получается - бог ведает. Может, в этом и заключен секрет гениальных творений?
Читать дальше


    13.07. Мир, заваленный апельсинами.
    Как я уже говорил, после действительно стоящих книг всегда не оставляет ощущение недосказанности, непонятости, чего-то, что заставляет мысль возвращаться к книге вновь и вновь. С Берджессом так и вышло. Основной вопрос, который у меня оставался (далеко не единственный) - относительно более чем благополучного финала романа. Напомню, герой после исчезновения физиологического неприятия насилия вновь возвращается к первоначальному поведению: начинает драться, избивать людей, сколачивает вокруг себя группировку. Но тут совершенно случайно, встречаясь с бывшем товарищем Питом, который готовится жениться, он понимает, что пора вырасти, сменить образ жизни и дальше поступать совсем по-другому - по законам благополучной взрослой жизни. Раз - и все резко меняется. Получается, что чем бы ты не занимался, пока был "jun", все изменится со временем, надо только немного подождать. Не верится совершенно. И отсюда вопрос: почему Берджесс, сохраняя на протяжении всего текста циничную правдивость и шокирующий натурализм, так натянуто оканчивает роман?
Читать дальше


    11.07. Заводной апельсин.
    По совету жены прочел "Заводной апельсин" Энтони Берджесса. Взял, полистал и уже не оторвался - 250 страниц пролетели как миг. Что я знал об этой книге раньше? Практически ничего, даже не "практически", совсем ничего. Ну, была такая книга, говорят, чем-то скандальная, еще режиссер "Широко открытых глаз" Стенли Кубрик снял по ней в 1970 году фильм, да так снял, что в Англии только недавно осмелились показать. Еще Виктюк, к которому я отношусь более чем настороженно, поставил по этой книге спектакль. Все. Больше ничего не знал.
Читать дальше



Все материалы, публикуемые в рассылке, принадлежат авторам и публикуются с их разрешения. Перепечатка в любых изданиях (бумажных или сетевых) без согласования с ними не разрешается.
Адрес электронной почты для присылаемых материалов и обратной связи: eelmaa@comset.net
Материалы рассылки расположены по адресу: www.eelmaa.narod.ru/urlit/urlit_main.html


Автор проекта: Ээльмаа Юрий,
аспирант кафедры методики преподавания рус. языка и литературы РГПУ им. А. И. Герцена, учитель литературы 610 классической гимназии.
e-mail: eelmaa@comset.net
ICQ: 67470889
HomePage





http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное