Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Развитие творческого мышления школьников с помощью ТРИЗ. Выпуск 31


В выпуске:

∙ Как разоблачить мошенников в сказке «Новое платье короля»? (продолжение)

∙ Сборник тем исследовательских работ.

Задача: как можно было разоблачить мошенников и не выставлять короля на позор? (Продолжение. Начало в выпуске 30.)

 Допустим, мы ткань не видим… Как в таком случае точно установить факт наличия или отсутствия ткани? Другими органами чувств! Слава Богу, у нас кроме зрения ещё и другие чувства есть (ресурсы получения информации об окружающем мире)! Кроме зрения, у нас есть осязание, слух, вкус, обоняние. По поводу осязания королю-то мозги заморочили, что он не чувствует на себе одежду из этой «ткани», потому, что она очень лёгкая. А потрогать, потянуть, помять ткань он не догадался, а может, считал, что не царское это дело – ткань щупать, нюхать, на вкус проверять… Чиновник же проверял перед ним, сказал, что ткань прекрасная! Но чиновник-то должен был провести всестороннюю экспертизу...

 Итак, можно ли установить наличие или отсутствие ткани по вкусу и запаху? Конечно, если использовать такой ресурс ткани, как способность впитывать воду и другие жидкости. Попросить мошенников обмакнуть край «ткани» в стакан с каким-нибудь вкусным пахучим напитком. И унести потом стакан. Если ткань существует, то её можно обнаружить по запаху, и на язычок попробовать! Наверняка, вы найдёте и другие способы разоблачения мошенников! Пишите! Жду ваших писем и о творческой судьбе парикмахера (выпуск 30) на адрес

 matchem@mail.ru

А теперь познакомьтесь с некоторыми темами исследовательских работ, которые ребята предложили на занятиях по ТРИЗ:

∙ Почему Земля движется?

∙ Откуда взялись звёзды?

∙ Почему люди бывают жестоки?

 ∙ Любовь, и как ей управлять?

∙ Можно ли жить не обманывая?

 ∙ Почему у людей именно 5 пальцев?

∙ Почему есть веснушки у меня, а у родителей и близких – нет?

∙ Почему огонь горячий?

∙ Почему мы не чувствуем воздух?

 ∙ Почему человек с возрастом теряет свои способности?

 ∙ Что находится за космосом?

∙ Почему на окнах зимой появляются разные узоры?

 Ребятам я предварительно объяснила, что найти тему для исследовательской работы очень просто: надо «поглядеть вокруг» (в самом широком смысле этих слов!) и к тому, что увидишь, задать вопросы «Почему…?», «Зачем…?, «Какая связь…?». Если сразу убедительного ответа не возникает – вот вам и исследовательская тема!

 Более подробно о выявлении и решении исследовательских задач с помощью ТРИЗ я написала в статье «Сто тысяч «Почему…?» (см. мой сайт http://www.triz-v-shkole.ru)

Очень интересна на эту тему статья автора ТРИЗ Г.С. Альтшуллера «Как делаются открытия (мысли о методике научной работы)», написанная ещё в 1960 году (http://www.altshuller.ru/triz/investigations1.asp)  и работы:

 ∙ И.Н.Мурашковска, Ю.С.Мурашковский. От «почемучек» к «потомучкам» http://www.trizminsk.org/e/23202.htm

 ∙ Мурашковский Ю.С. «Горизонты третьего мира» http://www.trizminsk.org/e/233010.htm

∙ Мурашковский Ю.С. «Путь в океан» http://www.trizland.ru/trizba/pdf-books/way_to_ocean.pdf

Кто хочет подробнее узнать о возможностях ТРИЗ в школе, освоить инструменты ТРИЗ, развить своё творческое мышление, познакомьтесь с архивом данной рассылки и с продуктами на моём сайте:

 http://www.triz-v-shkole.ru

Желаю вам интересной, яркой, творческой жизни! До следующей встречи!

Бояркина Валентина Ивановна. 29.07.2011.


В избранное