Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Развитие творческого мышления школьников с помощью ТРИЗ. Выпуск 29


В выпуске: ТРИЗ и новые стандарты образования.

Приветствую, коллеги! Прошу прощения за долгое молчание… Были причины – и уважительные и не очень… Итак, все уже маленько отдохнули, скоро и в школу собираться. Наступает время стратегических размышлений, планов, дел.

 Приведу пару цитат из Примерной образовательной программы для основной школы (5-9-класс), разработанной в стандартах второго поколения:

«При разработке Стандарта был полностью учтен объективно происходящий в условиях информационного общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, способной: быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве; получать, использовать и создавать разнообразную информацию; принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков

«Стандартом предусматривается также обеспечение: …исследовательской и проектной деятельности обучающихся, направленной на овладение обучающимися учебно-познавательными приемами и практическими действиями для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных задач» (выделено мной).

Итак, одна из целей современной школы – это научить детей работать с проблемами. Для этого надо научиться:

1. увидеть проблему (выявить, обнаружить),

2. найти варианты решения,

3. выбрать наиболее эффективный вариант в данных условиях.

Но - КАК выявлять ПРОБЛЕМЫ и ЗАДАЧИ в пёстром потоке жизни, информации, впечатлений? КАК ДУМАТЬ при решении проблем? КАК ОЦЕНИТЬ варианты решений? КАК выбрать наилучший вариант? Инструменты ТРИЗ как раз и помогают ответить на эти вопросы.

Я руковожу проблемной группой «ТРИЗ» при Управлении образования администрации г. Усть-Илимска Иркутской области. Проблемная группа создана около 10 лет назад для адаптации ТРИЗ к школьному образованию, распространения знаний о ТРИЗ в школьном сообществе, интеграции ТРИЗ с содержанием образования с целью развития творческого мышления школьников средствами ТРИЗ и повышения, таким образом, качества образования. Основание для создания такой группы можно было найти и в старом законе об образовании, и в новом, и в стандартах любого поколения. Проблема необходимости развития творческого мышления осознана обществом давно. И это отражается в появлении педтехнологий развивающего образования, критического мышления, проблемного обучения, эвристического образования и т.д.

Технология ТРИЗ отличается от вышеназванных тем, что для выявления проблем и поиска идей по их решению предлагается большой набор инструментов, который значительно повышает эффективность творческого (креативного) мышления, т.е. его оригинальность, гибкость, беглость, системность. Поэтому технологию ТРИЗ можно интегрировать со всеми инновациоными педтехнологиями с целью повышения их инструментальности и технологичности.

Смысл деятельности проблемной группы «ТРИЗ» - адаптация ТРИЗ к системе школьного образования, распространение знаний о возможностях инструментария ТРИЗ для выявления и решения проблем разного характера, в разных областях деятельности, в разных областях знаний. Результат деятельности нашей группы отражён в материалах данной рассылки, в продуктах на сайте

 http://www.triz-v-shkole.ru

 Кто хочет подробнее узнать о возможностях ТРИЗ в школе, освоить инструменты ТРИЗ, развить своё творческое мышление, познакомьтесь с архивом данной рассылки и с продуктами на моём сайте:

 http://www.triz-v-shkole.ru

Желаю вам интересной, яркой, творческой жизни!

До следующей встречи! Бояркина Валентина Ивановна. 22.07.2011.


В избранное