Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Развитие творческого мышления школьников с помощью ТРИЗ. Выпуск 18


В выпуске:

∙ Заключительный фрагмент статьи Бояркиной В.И. «Сто тысяч «Почему?»

В ТРИЗ множество инструментов, помогающих выйти на идею, гипотезу. Ещё один пример из урока Новиковой Г.А. Биология , 6 класс. Возник вопрос: что является причиной движения веществ в цитоплазме клетки? Если есть движение, значит, есть какие-то силы, воздействие, которые вызывают это движение. Перечень основных воздействий (в ТРИЗ их назвали полями) зашифрован «волшебным» словом МАТХЭМ. Это первые буквы следующих воздействий: механическое, акустическое, тепловое, химическое, электрическое, магнитное. Рассмотрим по порядку все воздействия с целью получить гипотезы, объясняющие движение веществ в цитоплазме.. Итак, вещества через клеточную мембрану проникли в клетку, а дальше? Гипотезы учащихся:

∙ Вещества поступают в клетку с одной стороны и давят на цитоплазму, и она двигается (механическое воздействие)

∙ У каждого организма есть определённая температура для существования. При понижении температуры до 0° С организм замерзает, и движение жидкостей прекращается (движение веществ происходит за счёт теплового движения молекул).

 ∙ Может в клетке есть что то такое , что подхватывает эти вещества и несет их по клетке. («подхватывает» за счёт механического или химического взаимодействия. Приём «посредник»)

∙ Может одни вещества скапливаются в одном месте, а другие в другом, а потом они должны равномерно распределиться по всей клетке. Как, например, бросить в стакан с водой кристаллик марганцовки и не мешать, и потом все равно вся вода окрасится равномерно.

∙ движение может быть за счёт электрических или магнитных сил?»

Исследовательские вопросы могут возникнуть и на других шагах алгоритма: разработка модели явления, управление явлением, применение явления, экологическая экспертиза, развитие идей. Но здесь, конечно, больше простора для изобретательства.

Мои смелые ученики выдавали идеи по управлению и применению вулканов и торнадо и идеи новых трюков для автошоу. Развиваем идеи и в абсолютно тихих и спокойных системах, например, придумываем новые варианты игры в шахматы. А в системе бисероплетения предсказываем (в соответствии с законами развития технических систем) большие перемены! Например, основу для крепления бисера или проволоку для низания можно делать из материалов с памятью формы или из биматериалов. При изменении температуры изделие будет менять свою форму. Бисер из магнитных материалов будет обладать лечебными свойствами. Есть идеи по «жидкому» бисеру и т.д. В «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» выясняем, как герои сказки справлялись со своими проблемами, и обнаруживаем, что Чернавка-то, оказывается, из всех героев сказки лучше всех умеет разрешать противоречия! Вот такая интересная жизнь у учителя ТРИЗ! Чего и другим учителям искренне желаю!

 

Примеры разработок уроков с применением алгоритма творческого изучения явления, с выявлением и решением исследовательских и изобретательских задач даны в электронной книге «Думать – это так интересно!» и в специализированных сборниках для учителей разных специальностей. Информация о приобретении этих изданий дана на странице сайта http://valentina-bojarkina.narod.ru/catalog/,  а также на новом сайте http://www.triz-v-shkole.ru/?Produkty

До следующей встречи! Бояркина Валентина Ивановна


В избранное