Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Развитие творческого мышления школьников с помощью ТРИЗ. Выпуск 17


Развитие творческого мышления школьников с помощью ТРИЗ.  Выпуск 17

В выпуске:.

∙ Фрагмент статьи Бояркиной В.И. «Сто тысяч «Почему?".

Следующий шаг алгоритма : выдвижение гипотез, т.е. предположительных вариантов объяснений, ответов на наши «Почему..?» Первыми скорее всего появляются объяснения по аналогии, находится что-то похожее в надсистеме: тема «Скорость химических реакций». Химия, 8 класс. С повышением температуры растёт скорость химических реакций. Почему? При повышении температуры повышается скорость движения молекул, поэтому они чаще сталкиваются и реагируют. Это похоже на дискотеку, где все двигаются, танцуют и поэтому легче знакомиться, чем, например, на собрании, где все сидят на своих местах. Такие образные аналогии помогают понять суть процесса.

Для выдвижения гипотез рекомендуется применять приём «обращённая задача». Фрагмент из исследовательской работы учеников 6 класса Былкова О. и Котосина А. «Почему растения растут вверх? Как они узнают, куда им расти?»: ставим проблему на уровне клеток: почему клетки стебля растягиваются и делятся именно в направлении вверх (или от Земли)? Клетки вообще могут растягиваться и делиться в любом направлении. А у макушки ростка они растягиваются и делятся именно верх. Противоречие. Для ответа на вопрос применяем приём «Обращенная задача», т. е. вместо вопроса «почему?» ставим вопрос «Что надо сделать, чтобы клетки растягивались вверх? Или при каких условиях клетки могут растягиваться только вверх?» Гипотеза авторов: в ростке клетки вытягиваются вверх, потому что вверху им ничего не мешает, вверху свободное пространство. А в ширину клеткам тесно, растягиваются в ширину только крайние клетки. Гипотеза интересная, но авторы её потом забраковали, т.к. росток начинает расти вверх ещё в земле, где тесно со всех сторон. Пример привожу для показа хода мысли моих учеников.

Гипотеза авторов на внутриклеточном уровне, на уровне органоидов: вакуоли всплывают в клетках семени – росток растёт вверх, тонут – корень растёт вниз. Гипотеза оказалась неверна, т. к. в клетке есть нити, которые образуют скелет клетки, и вакуоли всплывать или тонуть не смогут – нити помешают. Но что-то в клетках семени может реагировать таким образом, ведь рост начинается, когда семечко попадает во влажную среду, набухает, клетки наполняются жидкостью. Элементы клетки ростка могут на это реагировать, хотя бы передавая увеличенное давление вверх на другие элементы. Вообще, надо выяснить, чем клетки корня отличаются от клеток ростка при их делении.

Гипотеза на уровне молекул ДНК: в ДНК растения есть информация о строении будущего растения и о программе направления его роста. (Идея эксперимента от авторов: можно проверить на космическом корабле, летящем вдали от всех планет. Мать этого семечка – на Земле. Предполагаем, что росток даже в космосе будет тянуться корнями к Земле.)

 Гипотеза на уровне излучений и полей. Из дискуссии в Интернете: растения способны реагировать на электромагнитное поле. Если поместить некое растение в электромагнитное поле, то его корешки будут всегда расти в сторону отрицательного полюса. На основании этого утверждения у авторов возникла гипотеза об идеальном органе ориентации растения в пространстве: органа нет, а функция его выполняется. В качестве идеального органа может выступать взаимодействие электромагнитного поля Земли и электромагнитного поля растения.»

В этой работе авторы нашли в Интернете или получили сами гипотезы на всех уровнях системного оператора - от Вселенной до молекул и излучений. Я не биолог и не могу профессионально судить о научной ценности детских гипотез, но о развитии мышления детей и моего мышления, как руководителя этой работы, могу сказать вполне определённо – мозги действительно работали! А сколько опытов было задумано и сделано!..

До встречи! В.И.


В избранное