Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Развитие творческого мышления школьников с помощью ТРИЗ Выпуск 16


В выпуске:

∙ Начало учебного года в нашей школе.

∙ Фрагмент статьи Бояркиной В.И. «Сто тысяч «Почему..?»

Две недели прошло с последнего выпуска рассылки. Завертелась школьная жизнь и на работу в интернете времени стало меньше…

Первые учебные дни в нашей школе традиционно заняты проектированием. Каждый класс выбирает тему проекта, который будет выполнять в течение года.

В прошлом году я работала с 7б классом. Мы пришли в наш актовый зал, который имел довольно унылый вид, и стали представлять, что мы можем сделать для его украшения.

Состояние стен актового зала нашей школы на начало проекта:

 ∙ Стены покрашены в бежевый цвет.

∙ На правой стене размещены в два ряда чугунные батареи и трубы отопления. Окна зашиты щитами из-за того, что с наружной стороны зала выходят на тротуар вокруг школы (актовый зал расположен в полуподвале)

Что мы сделали (жаль, что не смогла разместить в этом выпуске фотографии):

Нижний ряд батарей оформили как штакетник цветущего сада. Верхние батареи замаскировали «облаками» из укрывного материала на проволочном каркасе. Левую стену украсили двумя большими картинами (2 на 3 метра) из природного материала. Применили приём динамизации: олень Серебряное копытце на нашей картине реально бьёт правым передним копытцем и самоцветы поблескивают разноцветными огоньками. Этот проект мы делали целый год, участвовали дети, учителя ИЗО, технологии, ТРИЗ, родители-спонсоры, технические работники школы. На волне успеха этого проекта (I место на городском конкурсе социально-значимых проектов, и на инженерной выставке) разработали программу студии дизайна на основе ТРИЗ (I место на конкурсе «ТРИЗ в школьном уроке» Российской ассоциации ТРИЗ).

 Вот и в этом году продолжаем это направление, начали ещё несколько проектов.

 А теперь вернёмся к статье «Сто тысяч «Почему?». Следующие шаги работы по алгоритму творческого изучения явления (см. выпуск 13) и возникающие на этих шагах исследовательские задачи:

Связи: когда мы по системному оператору выясняли связи алюминия с другими веществами, с природными и искусственными телами, с литосферой, атмосферой, гидросферой, биосферой Земли возник вопрос: как алюминий связан с живой природой? Какую функцию выполняют ионы алюминия в организме? Железо полезно, это известно, а алюминий? (Потом выяснили из материалов интернета – алюминий вреден!)

Далее по алгоритму идёт формулирование вопросов. Научиться задавать вопросы, в общем-то, не сложно. Серии «почему?..» можно формировать как «в ширину», так и «в глубину». Пример: учебник «Искусство и ты», 2 класс, стр.46. Читаем верхний абзац: «У скульптора есть свои секреты в работе. Самый главный – лепить из целого куска пластилина. Это легко: ведь он мягкий!»

Задаём вопросы «в ширину», т.е. чуть ли не к каждому слову из этой фразы: почему скульптора назвали «скульптор»? Почему слово «есть» употребляется и в смысле «существует» и в смысле «кушать»? Почему в работе бывают секреты? Почему надо лепить из целого куска пластилина? Почему это САМЫЙ ГЛАВНЫЙ секрет? Почему пластилин мягкий?

А теперь попробуем копать от каждого вопроса «в глубину». Например: почему пластилин мягкий? Потому, что сделан из мягкого вещества. Почему некоторые вещества мягкие, а некоторые жёсткие? Потому что частицы твёрдого вещества очень крепко держатся друг за друга, а частицы пластилина слабо держатся, легко сдвигаются, сминаются. Почему они по-разному держатся? Почему пластилин жёсткий, когда застынет, и становится мягким, если его подержать в руках или в тёплой воде? И т.д. Вот сколько тайн оказывается в двух строчках учебника! Каждый из этих вопросов может стать темой детской исследовательской работы. (Продолжение в следующем выпуске рассылки)

До следующей встречи! Валентина Ивановна Бояркина.


В избранное