Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Развитие творческого мышления школьников с помощью ТРИЗ. Выпуск 15


В выпуске:

∙ С новым учебным годом, уважаемые коллеги и соратники! Успехов вам, окрылённости, вдохновения, здоровья, сил и терпения!

∙ Фрагмент статьи Бояркиной В.И. «Сто тысяч «Почему..?»

 «Исследовательские вопросы (те самые «сто тысяч «почему?») могут возникать на каждом шагу алгоритма (См.выпуск 13. Алгоритм творческого изучения явления. Далее жирным шрифтом выделены шаги алгоритма. Примеры возникающих исследовательских вопросов даны из изучения разных явлений для того, чтобы статья была интересна учителям разных специальностей).

 Обнаружение: все знают про круговорот воды в природе – вода испаряется, потом в верхних слоях атмосферы, где холодно, пар конденсируется и - выпадает на землю в виде дождя или снега. Пар конденсируется, и получаются облака. Но! Почему из одних облаков идёт дождь, а из других нет? Хочется ответить: дождь идёт, когда капли достигают определённого размера, становятся тяжёлыми, поэтому падают вниз. Но тут же вспоминаешь, что дождь бывает не только крупными каплями, но и меленький, серенький, затяжной… Гипотеза все случаи не объясняет – тема для исследования, для выдвижения других гипотез.

Ресурсы: на установочной сессии НОУ мы взяли для примера общую для всех секций тему «Солнце». После сообщений о свойствах, особенностях, качествах Солнца возникли вопросы:

∙ Почему Солнце круглое?Почему Солнце жёлтое? (темы связаны с физикой, астрономией, нашли потом объяснение в Интернете)

∙ Почему лучи Солнца мы рисуем палочками, чёрточками? (интересная тема, связана с восприятием зрительной информации, преобразованием её, созданием графических образов, условных моделей)

∙ Как измерили расстояние до Солнца? Прекрасная изобретательская задача! Но - нашли ответ в Интернете.

∙ Почему Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца? И т.д.

 Таким образом, для получения исследовательских вопросов можно практически к каждому выявленному ресурсу задавать вопрос «Почему данное явление (объект, процесс, вещество) имеет такое свойство (качество особенность)?»

 Границы: границы явления могут быть пространственные, временные, температурные, границы по давлению, напряжению и другим физическим характеристикам. Пример: химия, тема «Алюминий» - в учебнике дана температура плавления алюминия, но нет температуры кипения (т.е. превращения в газообразное состояние). Интересно, как можно применить газообразный алюминий? (Тогда знание температуры кипения стала бы необходимым?) Вопрос возник, и тут же по новостям прошло сообщение, что появились новые технологии напыления металлов на ткани. Получаются ткани с совершенно необычными свойствами. (Пессимист к этому сообщению отнесётся так: ну, вот, уже придумали, а я и подумать не успел… А оптимист сделает вывод, что мы уже умеем от уровня школьной химии выходить на передний край науки, в область её современных интересов и действий.)"

Продолжение в следующем выпуске. 

Примеры разработок уроков с применением алгоритма творческого изучения явления, с выявлением и решением исследовательских и изобретательских задач даны в электронной книге «Думать – это так интересно!» и в специализированных сборниках для учителей разных специальностей. Информация о приобретении этих изданий дана на странице сайта:

 http://valentina-bojarkina.narod.ru/catalog/

До следующей встречи! В.И.


В избранное