Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Подумайте о том, что каждое сказанное вами другому человеку слово – это возможность передать капельку меда своему слушателю. И с этой сладкой мыслью, давайте сегодня начнем с самого маленького и простого навыка, который позволяет повысить обаяние вашего голоса.


Здравствуйте, дорогие друзья!

В третьем выпуске рассылки «Обаяние голоса и совершенство дикции» мы рассмотрим тему «Обаяние голоса и техника речи». Совершенствование своего голоса включает в себя обязательное условие – выполняйте упражнения курса! Совершенствовать технику чтения, я уверена, вам уже не зачем.

Может быть, некоторые упражнения покажутся вам неуместными или странными, а звуки, которые вы произносите, звучат пока не так красиво, как вам хотелось бы. Все это часть процесса!

Подумайте о том, что каждое сказанное вами другому человеку слово – это возможность передать капельку меда своему слушателю. И с этой сладкой мыслью, давайте  сегодня начнем с самого маленького и простого навыка, который позволяет повысить обаяние вашего голоса.

Наша речь состоит из основных строительных блоков – гласных и согласных звуков. Давайте поговорим о том, как мы их используем. Большинство слов – это комбинация гласных и согласных. Гласные – это мягкие открытые звуки. Согласные – это обычно короткие отрывистые звуки (стаккато), которые разделяют гласные.

Каждый раз, когда мы произносим гласные, мы позволяем себе и другим людям услышать «капельку меда». Гласные создают мягкий поток звуков в воздухе и добавляют в него немного вибрации. В то время как согласные разделяют, разбивают этот поток. Давайте сейчас настроимся на мягкость, сглаженность потока, будь это поток общения или поток эмоций. И теперь постарайтесь удлинять гласные звуки, и вы сможете заметить, как приятно это звучит.

1. Давайте сделаем вместе забавное упражнение и скажем: «Мой голос становится мягким и приятно-чудесным», удлиняя при этом гласные звуки. Готовы?

 Мооой гооолоос стаааноовиитсяа мяагкииим и приияатноо-чуудесным.

Попробуйте еще раз. Постарайтесь сделать это упражнение с удовольствием.

Мооой гооолоос стаааноовиитсяа мяагкииим и приияатноо-чуудесным.

2. Теперь можно перейти к следующему этапу – смягчить согласные звуки. Задача состоит в том, чтобы произносить слова четко и правильно, ни в коем случае не бормотать и не «шамкать». Просто смягчить произнесение согласных звуков.

Мой голос становиться приятным прямо сейчас.

Попробуйте сказать это сначала своим обычным, привычным способом. А теперь смягчая согласные. Услышали разницу? При обычном способе произнесения мы выделяем согласные, разделяя гласные. При смягчении согласных мы помогаем себе выделять гласные звуки в речи. Речь становиться более плавной, мягкой, ласкающей слух. Речь становится похожа на поток гласных, а не на набор разорванных слов. Может быть, когда вы только начинаете практиковать этот способ, вам покажется, что вашу речь так сложнее понимать. Но опыт показывает, что как раз наоборот – когда речь человека льется ручьем, слушателям очень комфортно находиться в этом потоке. Для сравнения можете послушать какие-либо записи речи на французском языке. Особенность французского как раз и состоит в том, что согласные произносятся мягко.

Практикуйте этот речевой навык в течение ваших обычных разговоров. Старайтесь, чтобы ваша речь звучала естественно – по-русски как по-французски. А ваш собеседник пусть думает, что у вас просто замечательное и лирическое настроение.

В следующем выпуске мы перейдем к упражнениям, которые усиливают динамику речи. Делают речь привлекательной, динамичной и интересной по своему звучанию.

А сейчас давайте перейдем к определениям, которые существуют для характе­ристики тона и голоса. Они  очень многочисленны. И, разумеется, тон и голос оказывают очень большое влияние на собеседника. Поэтому работа над ними очень важна для того человека, кто хочет сознательно ов­ладеть техникой речи.

3. В предыдущих выпусках мы подготавливали положительные и отрицательные характеристики тона и голоса. Теперь самое время объединить оба списка и посмотреть, что же из этого получилось? Просмотрите внимательно то, что Вы приготовили самостоятельно. А потом сравните с моим списком характеристик:

Голос, тон:

веселый, унылый, усталый, заговорщичес­кий, осипший, простуженный, сорванный,

скрипучий, наивный, гортанный, ворчливый, пропитой, прокурен­ный, елейный,

изумленный, громогласный, басовитый, высокий, грубый, визгливый,

безжиз­ненный, бодрый, гнусавый, трепетный,  усталый,  уверенный, 

теплый, фамильярный, тихий, приглушенный, язвительный, шамкающий,

хриплый, холодный, шутливый, моно­тонный, радостный, грустный,

удивленный, замогиль­ный, суровый, резкий, шипящий, самоуверен­ный, раскатистый,

слабый, сонный, старческий, сры­вающийся, ровный, робкий, спокойный, сиплый,

нежный, надменный, наглый, нахальный, начальственный, поучающий,

насмешливый, плаксивый, испуганный, глухой, приглушенный, охрипший, гундосый,

убаюкивающий, рокочущий, не­винный, настойчивый, настырный, равнодушный,

сер­дитый, расстроенный, рассерженный, строгий, интимный, дружеский,

дружелюбный, истеричный, живой, каркающий, ласковый, ледяной, низкий,

недовольный, натуж­ный, надтреснутый, бес­страстный, сильный, утроб­ный,

невнятный, сварливый, сухой, повеселевший, упавший, приветливый, каприз­ный,

сюсюкающий, нудный, писклявый, воркующий, вкрадчивый, громкий, бархатный,

бархатистый, запальчивый, за­носчивый, злой, злобный, звонкий, детский,

заигры­вающий, заискивающий, задорный, задумчивый, дро­жащий, залихватский,

хороший, ломающийся, издева­тельский, торже­ственный, патетический,

лукавый, сдавленный, саркастический…

 

Теперь можно выявить соотношение между положи­тельными, нейтральными и отрицательными характе­ристиками тона и голоса по типу эмоционального воздействия на слуша­теля.

Заметили ли Вы, что больше половины всех определений к тону и голосу несут в себе отрица­тельную характеристику! О чем это свидетельствует? По-видимому, о том, что говорящий нередко вып­лескивает на собеседника слишком много отрицатель­ных эмоций, которые он, не владея техникой речи, не умеет погасить, нейтрализовать. К тому же это привычно, увы, для человека – сначала замечать плохое, отрицательное (ведь оно его задевает!) Сознатель­но подходя  к процессу речи, можно научиться моделировать свой тон и голос, если вы хотите, чтобы собеседник воспринял смысл вашей речи, а не только ее отрицательный эмоциональный заряд. Чтобы Ваш собеседник не отвлекался на неприятный тон, на хри­поту или другие голосовые признаки нездоровья, пло­хого настроения, усталости, раздражения и т.д.

Для управления своей речью, голосом и тоном, прежде всего очень важно научиться анализировать каждую интонацию и ту информацию, которую она может нести. Теперь, когда у нас в багаже есть такой запас голосовых характеристик можно перейти к следующему упражнению.

4. По­пробуйте письменно перечислить, о чем свидетельству­ет, какую информацию несет в себе тот или иной тип тона, голоса.

Может вам удастся добавить что-либо к следующему списку. Голос и тон говорящего свидетельствуют:

1)       О возрасте говорящего;

2)       О его душевном состоянии;

3)       О состоянии его здоровья;

4)       Об отношении к собеседнику;

5)       О самооценке;

6)       О поло­жении говорящего в той или иной иерархической сис­теме;

7)       Об акустических особенностях (ха­рактеристиках) голоса.

 

5. По каждому из семи вышеперечис­ленных пунктов составьте максимально полный список определений тона и голоса. Т.е. постарайтесь распределить все полученные характеристики тона и голоса на семь категорий.

Далее нам надо подумать о том, как воспринимается собеседни­ком тот или иной тон и тип голоса. Для начала поду­майте, в какие группы (или типы) по эмоциональному воздействию на собеседника можно объединить все вы­шеперечисленные определения тона и голоса.

 

6. Прочтите вслух последовательно различ­ными тоном и голосом следующее предложение (Из заповедных тетрадей Порфирия Корнеевича Иванова):

 

...Не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то, что выходит из уст!

 

·         недовольным,

·         начальственным,

·         капризным,

·         ледяным,

·         сердитым,

·         издевательским,

·         на­глым,

·         сварливым,

·         надменным,

·         монотонным,

·         заиски­вающим...

 

 

7. Упражнение с зеркалом.

 

В этом упражнении трудно найти что-то, чего нет на самом деле. Вы сможете увидеть в зеркале лишь то, что само бросается в глаза. Зеркало дает возможность встать на некотором отдалении от самого себя и поговорить с самим собой как с лучшим другом. Поначалу это покажется Вам немного странным, но если Вы позволите себе немного поиграть, то сможете разглядеть каждое свое движение, каждую позу, выражение своих глаз и лица в процессе разговора. Это упражнение может превратиться в забавную игру и принести много пользы: ведите учет всех замеченных Вами достоинств и недостатков. Зная все свои уязвимые места, можно легко трансформировать свои недостатки в достоинства.

Экспериментируйте и играйте со своим голосом в различные игры. Экспериментируйте с различными звуками, меняя их громкость и тон. Пусть это будет физической и психологической разминкой – это весьма полезно для вашего тела и для голосового аппарата в частности, поскольку увеличивает силу и диапазон вашего уникального инструмента.

Вооружитесь магнитофоном, диктофоном или видеокамерой. Запишите свои мини-выступления, дружеские беседы и проверьте:

1)      общий энергетический уровень Вашего голоса;

2)      его гибкость, изменчивость;

3)      его полетность и направленность на слушателя;

4)      тон голоса (мягкий, теплый, твердый, холодный и т.д.);

5)      высота голоса (по шкале от самых высоких к самым низким звукам);

6)      общее «качество звучания» Вашего голоса.

Оцените самого себя по шкале от 0 до 10 по каждому пункту.

 

И в завершении сегодняшнего выпуска я хочу напомнить вам одну притчу на тему развития способностей:

«Один фокусник показывал своё искусство султану и его  придворным. Все зрители были в восторге. Сам султан был вне себя от восхищения. «Боже мой, какое чудо, какой гений!» Его же визирь сказал: «Ваше величество, ведь не боги горшки обжигают. Искусство фокусника - это результат его приле­жания и неустанных упражнений». Султан нахмурился. Слова визиря отравили ему удовольствие, полученное от восхищения искусством фокусника. «Ах ты неблагодарный, как смеешь ты утверждать, что такого искусства можно достигнуть упраж­нениями? Раз я сказал: либо у тебя есть талант, либо у тебя его нет, значит, так оно и есть». С презрением взглянув на своего визиря, он гневно воскликнул: «У тебя его, по крайней мере, нет, ступай в темницу. Там ты сможешь подумать о моих словах. Но чтобы ты не чувствовал себя одиноким и чтобы рядом с тобой был тебе подобный, то компанию с тобой разделит теленок». С первого же дня своего заточения визирь стал упражняться: он поднимал теленка и носил его каждый день по ступенькам тюремной башни. Проходили месяцы, теленок превратился в могучего быка, а силы визиря возрастали с каждым днем благодаря упражнениям. В один прекрасный день султан вспомнил о своем узнике. Он велел привести визиря к себе. При виде его султан изумился: «Боже мой! Что за чудо. Что за гений!» Визирь, несший на вытянутых руках быка, ответил теми же словами, что и раньше: «Ваше величество, не боги горшки обжигают. Это животное ты дал мне из милости. Моя сила - результат моего прилежания и упражнений».

Друзья, вся сила вашего голоса находится в «вашем прилежании и упражнениях».

Все предлагаемые мною упражнения входят в программу «Голосовой фитнес». И, с разрешения автора этого метода, Надежды Еремеевой преподносятся в качестве дистанционного курса.

Открытый урок тренинга «Голосовой фитнес» пройдет в Москве 21 июля.

Вход Свободный для Вас и Ваших Друзей.

Предварительная регистрация на сайте www.eco-academy.com обязательна.

Успехов, радости и удовольствия.

Светлана

 

В избранное