Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обаяние голоса и совершенство дикции Освобождение голоса


Добрый час, дорогие друзья!

Второй выпуск рассылки «Обаяние голоса и совершенство дикции» посвящен теме раскрытия природных ресурсов собственного голоса, артикуляции и освобождению голосового аппарата от зажимов.

Чтобы овладеть огромным потенциалом своего голоса, необходимо понять его природу, его законы. И не нарушать эти законы. К сожалению, во многих вокальных школах (искренне надеюсь, что не во всех) эти законы нарушаются очень грубым образом. Скорее от не знания этих законов, нежели от сознательного пренебрежения ими. Но незнание этих законов несет такие грубейшие и непростительные последствия, как потеря голоса, его искажение – голос становится искусственным и бесцветным.

Во многих европейских вокальных школах считают, что источником звука являются голосовые связки. И педагоги, силой своего авторитета, внушают ученикам, что вся сила и красота, звучность голоса зависят от глубины выдоха, от опоры на диафрагму. В самом центре Москвы есть вокальная школа (из этических соображений не буду указывать название), в которой я занималась пару месяцев. Увлеченная своей профессией педагог этой школы неустанно повторяла мне, что «с Вашим профессиональным диапазоном голоса Вам обязательно надо заниматься академическим пением».

На занятиях было очень весело: в различных вокальных упражнениях все сводилось к тому, что надо было сделать как можно глубже вдох и, петь с опорой на диафрагму. Звучит это, может и не очень смешно, но демонстрация «как надо петь» вызывала у меня очень веселые ассоциации. На соловья этот педагог похож не был. Скорее на напыщенного индюка: живот надут, как пузырь, звук громкий и резкий. Глядя на все это, я поняла, что так петь я не хочу и не буду. И, несмотря на магические заклинания моего преподавателя: «опора дыхания», «регистры голоса», «фонационное положение связок» - я не смогла ей поверить. Где-то в глубине души я чувствовала, что пение – это естественный процесс. И дыхание человека построено на тех же принципах, что и работа всех внутренних органов. Сознательное, механическое управление дыханием небезопасно и для организма, и для голоса. В общем, искусственные приемы работы с голосом остались без моего внимания.

В одном из писем Шаляпина своей дочери Ирине (Неаполь, 1934г.) я встретила похожие переживания. Вот что он писал: «…Здесь в первый (увы!) раз ставят «Князя Игоря». Достаточно грандиозно (театр S.Carlo), но, конечно, как везде в Италии, халтурно – я, как мог, в короткий срок научил всех действовать (актеры так себе). «Итальянское бельканто» мешает им быть хотя бы даже посредственными актерами, все горланят в «маску» и поют, конечно, одинаковым голосам – ненавижу и люблю, - работают, откинув ногу назад и разводя по очереди то одной, то другой руками в воздухе. Отвратительно. Устал я от этого идиотизма».

Представьте себе соловья на веточке, который так вот пыжится и раздувается в разные стороны. Даже при дыхании грудная клетка у птиц не приподнимается, так как анатомически жестко закреплена. И диафрагмы у птиц просто нет. У них есть только трахейная трубка, которая является источником звука. А какими удивительными и разными голосами они балуют наш слух!

Еще один голосовой феномен – перуанская певица Има Сумак. Сразу после рождения мать перед колыбелью поставила клетку с канарейкой. Девочка, взрослея, подрожала пению птиц в лесу. И никаких других учителей пения у Имы Сумак не было. В результате она стала обладательницей феноменального голоса в 4 с половиной октавы.

Каким же образом устроен голосовой аппарат человека?  Голос и дыхание природа соединила вместе в одном органе, тем самым, напоминая нам об огромной важности голосовой функции, ее надежности и зависимости от законов дыхания. Человеческий голос порождается воздухом, который находится в бронхиальной системе, - с помощью мембранной части трахеи. Возникший в бронхиальной системе звук  преображается, проходя сквозь голосовую щель. И голосовые связки (складочки) задают звуку частотную характеристику, раскрывая и закрывая голосовую щель. Весь этот процесс регулируется, как доказал Р.Юссон (1950), центральной нервной системой. И этот механизм образования звука является настолько тонким, что любое усилие, осуществляемое с помощью произвольной мускулатуры, и в том числе диафрагмы, нарушает тончайшие природные образования и искажает звук. Как раз то, что и наблюдалось в моем голосе после «академического» обучения.

Процессы управления собственным голосом происходят на подсознательном уровне и отображают то состояние, в котором человек в данное время находится.

 

1. Вспомните, пожалуйста, следующие ситуации:

-  когда Вы повышаете голос в разговоре;

-  когда Вы ускоряете темп речи;

-  когда Ваш голос становится тихим и слабым

   Проанализируйте, от чего это происходит.

 

Теперь исследуем, где живет звук в нашем теле. Для этого необходимо выполнить следующее упражнение:

2. Произнесите по очереди звуки, внимательно прислушиваясь к ощущениям в теле.

ИИИИИИИ

ЭЭЭЭЭЭЭЭ

АААААААА

ООООООО

УУУУУУУУУ

ЫЫЫЫЫЫ

 

Ритмические вибрации, которые возникают при произнесении гласных звуков, вызывают определенные состояния в теле человека и определенные состояния ума.

Небольшая подсказка к выполнению этого упражнения:

        Звук ИИИИ – вызывает колебания в голове

Звук ЭЭЭЭ – в головном мозге, в железах

Звук АААА – в голове

Звук ОООО – в средней части груди, в диафрагме

Звук УУУУУ – в гортани

3. Сделав короткий вдох, на выдохе (спокойном, плавном) нужно произнести пары звуков. Таким образом, чтобы один звук четко, но плавно переходил в другой.

ААААОООО

ООООУУУУ

УУУУИИИИ

ИИИИЭЭЭЭ

ЭЭЭЭАААА

ЫЫЫЫАААА

Следите за плавностью выдоха.

При выполнении этого упражнения или после него возможен кашель, так как происходит очищение бронхов.

Зажимы, напряжения в голосовом аппарате, которые многие из нас с детства несут в себе, тем или иным образом оказывают воздействие на нашу жизнь. Голос – важнейший показатель здоровья и состояния дел человека и напрямую влияет на успех в жизни. Освобождение голоса – это освобождение личности.

 

4. Многое  в качестве голоса также зависит от умения расслаблять и управлять мышцами лица. Дикция зависит от этого напрямую.

- Расслабьте мышцы лица, как если бы Вы загорали на солнышке;

- Подставьте подбородок солнышку, рот приоткрыть;

- Представьте, что Вам на нос села бабочка; нахмурьте носик;

- Бабочка вспорхнула и опять села теперь уже на область межбровья; покатайте ее как на качелях: вверх-вниз;

 

5. Теперь самое время немножко поработать с дикцией и артикуляцией.

Произнесите каждую из этих скороговорок сначала медленно, буквально по слогам. Прочтите в спокойном темпе десять раз. Главное – не быстрое ускорение темпа, а чтение без единой ошибки.

 Говорите естественно и непринужденно.

 

Либретто «Риголетто»

Рододендроны из дендрария

Шел грек через реку, видит грек в реке рак, сунул грек руку в реку, рак за руку в грека – цап!

Каждый день тренируйтесь с  этими и другими скороговорками один-два раза, но не более пяти минут за один раз. Не прекращайте тренировку со скороговорками и в последующие дни занятий.

 

6. Очень часто в общении нам встречаются труднопроизносимые имена с отчествами. И нередко в разговоре происходят досадные сбои и оговорки. Этот список можно использовать для тренировки в безупречном и естественном произношении:

Александр Вячеславович,

Лариса Джумабековна,

Виктор Леонидович,

Андрей Георгиевич,

Георгий Владимирович,

Аэлита Олеговна,

Венера Габдельмазитовна,

Тамара Валентиновна,

Борис Евгеньевич,

Генриетта Севостьяновна,

Александра Робертовна,

Георгий Ричардович,

Маргарита Станиславовна,

Энгелина Зиновьевна,

Элеонора Вениаминовна

Альберт Абуязетович.

 

6. Расслабить мышцы горла. Нижняя челюсть под воздействием собственной тяжести опускается, корень языка отодвигается от стенки гортани, глотка расширяется, небная занавеска опускается. Состояние естественного скрытого зевка. При таком положении гортани голос открытый, глубокий и широкий.

Увеличение пространства между задней стенкой гортани и корнем языка является одной из самых главных проблем восстановления природного звучания голоса.

 

7.А. Рот закрыт. Опустить гортань (кадык) – сделать скрытый зевок. Время выполнения 1 мин.

7.Б. Рот полузакрыт, губы разомкнуты, зубы сомкнуты. Опустить гортань (кадык) – сделать скрытый зевок. Время выполнения 1 мин.

7.В. Рот открыт, нос закрыть пальцами. Опустить гортань (кадык) – сделать скрытый зевок. Время выполнения 1 мин.

7.Г. Рот открыт, расстояние между верхней и нижней челюстью 2-3 см. Опустить гортань (кадык) – сделать скрытый зевок. Время выполнения 1 мин.

Это упражнение можно делать в любом положении: лежа, сидя, стоя, во время движения.

 

8. На листе бумаги (или в отдельном файле) составьте список определений приятного, благозвучного  голоса. Напишите все характеристики и оттенки, которые Вы хотели бы слышать в своем голосе. Дайте как можно больше определений тону и голосу:

Уверенный, сильный, красивый, звонкий, бархатный……

Вместе с предыдущим списком негативных характеристик (упражнение из первого выпуска рассылки) у Вас теперь должен образоваться достаточно объемный список определений характеристик тона и голоса. В следующей рассылке мы с Вами сравним наши списки. Позже Вам станет ясно, для чего это было нужно.

       Лучше всего выполнять упражнения по тренировке голоса и дикции утром, регулярно. Дополнительный эффект от упражнений выразится в активизации Ваших жизненных сил. У Вас не только разовьется более приятный голос, но намного улучшится Ваше общее самочувствие.

 

Все предлагаемые мною упражнения входят в программу «Голосовой фитнес». И, с разрешения автора этого метода, Надежды Еремеевой преподносятся в качестве дистанционного курса.

Открытый урок тренинга «Голосовой фитнес» пройдет в Москве 21 июля.

Вход Свободный для Вас и Ваших Друзей.

Предварительная регистрация на сайте www.eco-academy.com обязательна.

Я желаю Вам успехов в общении и во всех начинаниях, полезных Вам, Вашим близким и всем другим людям.

Светлана

http://www.eco-academy.com/

В избранное