Давно пора серьезно подумать о том, чтобы оставить в наших
учебниках
только то, что действительно необходимо и полезно для человека и выбросить все, что держится только по рутине и учится для того,
чтобы быть впоследствии позабытым.
К. Д. Ушинский, педагог
При
всей видимости хаотичности жизни и ее спонтанности, все же можно проследить
четкие закономерности в ней. Обучение не исключение. Любое обучение может
происходить спонтанно и неорганизованно, но более эффективным оно будет при соблюдении
определенных принципов. В прошлом выпуске было о принципе сознательности в
обучении.
Сегодня
принцип наглядности обучения.
Наглядность
- глядеть, разглядывать. Само слово утверждает о том, что наглядность сродни «глядеть».
Глядеть мы можем только глазами. Данный принцип важен в обучении по одной
причине: наглядность важна для того, чтобы сделать знание, которое скрыто, видным, очевидным. Другими словами, увидеть
знание глазами.
Наглядность
– это свойство, особенность образа, который создает человек при соприкосновении
с жизнью. Наглядность невозможно без таких важных процессов как восприятие, память,
воображение и мышление. Наглядность характеризуется индивидуальностью. Каждый человек
создает свой образ согласно особенностям своей личности, уровню развития и
познавательных способностей. Наглядность будет иметь свою специфику у каждого
согласно личным интересам, потребности и желании увидеть, услышать, ощутить определенный
объект или явление. Способность к наглядности помогает человеку создать у себя
очень яркий и понятный образ изучаемого предмета. Наглядность изучаемого материала
(схемы, картинки) очень помогают в обучении и осознании сути предмета. Наглядность
привлекает к активности правое полушарие мозга, которое задействует образное
мышление.
Наглядность
нужна для подтверждения теории.
Принцип
наглядности в обучение важен потому что:
Помогает человеку воссоздать форму, сущность явления, его
структуру, связи.
Формирует визуальную и слуховую культуру человека;
Дает учителю обратную связь, насколько ученик
усвоил учебный материал, понял его и осмыслил.
Принцип
наглядности не утверждает, что образ в процессе обучения создается мгновенно и
непроизвольно. Необходима активная умственна работа по его созданию человеком.
При упоминании
принципа наглядности вспоминают Я.А. Коменского, который выдвинул “золотое
правило дидактики”, и описал словами так : “Все, что только можно,
предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия
зрения, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом,
доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно
воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими
чувствами”.
Принцип
наглядности в обучении присутствовал во все времена. Этот принцип развивается
согласно развитию средств коммуникации. Сегодня учитель больше имеет успеха в
студентов, если сможет предоставить четкое меткое изложение материала в картинках,
словесными образными описаниями, народной мудростью.
Сегодня очень популярна визуализация,
которая используется новаторами-учителям в различных вариантах. С появлением компьютеров и Интернет
наглядность начала свой новый виток развития. Дети сегодня очень активно развиваются,
используя принцип наглядности, который предоставляет компьютер. Поэтому
обучение набирает новых специфических черт. Сознание нового поколения учащихся начинает работать в совершенно новом режиме
мышления.
Это
один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения,
использующийся с древнейших времен. Закономерное обоснование данного принципа
получено сравнительно недавно. В основе его лежат следующие строго
зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека обладают разной
чувствительностью к внешним раздражителям, У подавляющего большинства людей
наибольшей чувствительностью обладают органы зрения. Это означает, что органы
зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и
почти в 13 раз больше, чем тактильные органы; информация, поступающая в мозг из
органов зрения (по оптическому каналу), не требует значительного
перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно.
Практика
обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа
наглядности. Напомним некоторые из них.
1. Используйте
в обучении тот факт, что запоминание ряда предметов, представленных в натуре
(на картинках или моделях), происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание
того же ряда, представленного в словесной форме, устной или письменной.
2.
Обучая, не забывайте, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания легче, когда они подкрепляются конкретными
фактами, примерами и образами; для раскрытия их необходимо использовать
различные виды наглядности.
3.
Следует использовать наглядность не только для иллюстрации, но и в качестве
самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций.
4. С
возрастом учащихся предметная наглядность должна все более уступать место
символической; при этом предметом особой заботы должна быть адекватность
понимания сущности явления и его наглядного представления.
6. При чрезмерном увлечении наглядностью она
становится препятствием на пути глубокого овладения знаниями, тормозом развития
абстрактного мышления, понимания сущности общих и всеобщих закономерностей.
Обучение в Он-лайн
Любое
обучение в сети активно задействует принцип наглядности. Любой курс, предлагаемый в сети, снабжен
интересными картинками, схемами, символами, которые помогают более ясно понять теорию.
Примером
такого обучения может быть очень полезный своевременный курс по управлению
блогом WordPress Артема Беляйкина. Следующая
информация будет полезна тем, у кого появилось желание начинать свой бизнес в
сети, продавать свои услуги или товары или просто саморазвиваться, используя
свой писательский талант.
Журнал для
"избранных" - "Советы по модернизации блога"!
Специальное
электронное издание для клиентов ArtThemes в формате PDF.
- Безлимитная подписка;
- Дельные советы и рекомендации;
- Пошаговые инструкции;
- Эксклюзивные "фишки";
- Удобная для восприятия подача
материала;
- Никаких видеокастов - объем каждого
номера не более 4 Мб;
- Любой из советов легко применить на
практике, даже если Вы считаете себя абсолютным чайником;
- Поддержка от профессионала отрасли.
Подписка на журнал здесь Можно
посмотреть и подобрать подходящий шаблон к своему роду деятельности в сети.
Шаблоны WordPress на любой вкус! Обновления каждую
неделю. ArtThemes
- это новые краски для Вашего блога и возможность хорошо заработать.
Copyright2008 Снежана Фурсова. Все права защищены. При любом копировании материалов обязательно указание автора и ссылки на первоисточник. Написать письмо cons-help@mamochka.biz