Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

БЕЗОПАСНАЯ ШКОЛА

  Все выпуски  

БЕЗОПАСНАЯ ШКОЛА


Информационный Канал Subscribe.Ru


БЕЗОПАСНАЯ ШКОЛА 
 ( 26 сентября 2003г.)


С. СОБУРЬ,
начальник отделения пропаганды и агитации
Центра противопожарной пропаганды
и общественных связей
УГПС ГУВД г. Москвы

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

      Как бы ни были сложны в исполнении правила пожарной безопасности, они являются органической частью нашей жизни и знать их обязаны все - от мала до велика. Поэтому методологические основы обучения учащихся мерам пожарной безопасности должны присутствовать в учебном курсе общеобразовательной школы и заключаться прежде всего в простоте изложения теоретических вопросов и практическом закреплении навыков действий при пожаре.

      Основные положения правил пожарной безопасности обеспечиваются двумя системами: предотвращения пожара и противопожарной защиты. Предотвращение пожара достигается двумя способами: исключением горючего вещества и/или исключением источника (ов) зажигания. Противопожарная защита обеспечивается тоже двумя мерами - техническими (конструктивными)и противопожарными: доводчики на дверях эвакуационных выходов; калиброванные предохранители в электрощитах; противопожарные стены, перегородки и двери и т.п.; установка автоматической пожарной сигнализации и пожаротушения; пожарные краны и огнетушители.

      В нормативно-технических документах по пожарной безопасности исключаются горючие вещества и материалы, источники зажигания; для всех взрывопожароопасных и пожароопасных объектов, а также для объектов с массовым пребыванием людей требуется наличие установок пожарной сигнализации и пожаротушения. Непременным условием обеспечения противопожарной защиты является наличие огнетушителей и пр.

      Зная основные условия возникновения и этапы развития пожара, учащийся, руководствуясь основными правилами поведения в такой ситуации, может легко перейти к осмысленным действиям.

      Обязательными для каждого школьника должны быть знания о развитии пожара, представление о его этапах. Так, на первом этапе пожар в течение 10-15 минут развивается линейно вдоль горючих материалов. При этом внутри помещения накапливается температура до 250-300оС, достаточная для воспламенения любого горючего материала. Первый этап характерен обильным выделением дыма, поэтому определить место расположения очага пожара порой бывает трудно. Дым распространяется со скоростью 6-20 м/мин. Поэтому первые действия при обнаружении признаков пожара (дым, видимое пламя) должны быть направлены на вызов пожарной команды и эвакуацию людей.

      Пожарные части дислоцируются таким образом, чтобы в первые 10 минут прибыть в самую дальнюю точку охраняемой территории и потушить пожар на первом этапе. Но до того, как в борьбу вступят профессионалы, учащиеся должны выполнить элементарные требования изоляции горящих помещений от других: захлопнуть двери и окна, что является непременным условием обеспечения безопасности при пожаре.

      Если очаг пожара виден и к нему можно безопасно подойти на расстоянии огнетушащей струи, то в этом случае рекомендуется воспользоваться огнетушителями, водой и т.п. При этом дети должны знать, что в первую очередь горящие электроприборы должны быть отключены от электросети.

      Второй этап характеризуется объемным распространением пламени внутри помещения. Этот этап самый сложный с точки зрения как тушения, так и спасания людей. Пламя, излучающее тепло и лучистую энергию, не дает близко подойти к очагу пожара для его тушения. Поэтому проливается много воды на пожаре, что в свою очередь приводит к материальному ущербу негорящих или защищаемых помещений.

      До начала второго этапа все люди должны быть эвакуированы из горящего здания.

      Третий этап относится к самозатуханию пожара, если огонь не распространился в другие помещения.

      Итак, на примере динамики развития пожара в любом здании или сооружении мы приходим к логической последовательности действий при пожаре.

      В ходе изучения вопросов пожарной безопасности необходимо поступательно рассмотреть составляющие пожара, дать краткую характеристику источникам зажигания (открытое пламя, электрическая энергия, статическое электричество, самовозгорание и молния); классификацию веществ и материалов по горючести (два вида - горючие и негорючие), по токсичности, по дымообразующей способности и по способности распространять пламя.

      Далее учитель должен перейти к рассмотрению пожарной опасности конструкций из этих материалов и затем к современной классификации зданий и сооружений по степеням огнестойкости, а также по взрывопожарной и пожарной опасности.

      Вопросы эвакуации людей из зданий и сооружений, технические и конструктивные способы защиты путей эвакуации также рассматриваются в контексте предотвращения распространения пламени и дыма из горящих помещений в общие коридоры, лифтовые холлы и лестничные клетки. Поэтому на путях эвакуации запрещается отделка стен и потолков горючими материалами, а на лестничных переходах и ступеней с площадками. Для успешной эвакуации администрацией разрабатываются планы с указанием направления эвакуации и эвакуационных выходов.

      Собственно практическая отработка эвакуации детей из зданий и сооружений является завершающим этапом курса обучения. В соответствии с Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-93) время эвакуации из зданий и сооружений должно составлять не более 2 минут.

      Проводить такие тренировки рекомендуется один раз в месяц.

      Не последнее место в обучении учащихся мерам пожарной безопасности занимает и посещение ими выставочного отделения Центра противопожарной пропаганды и общественных связей УГПС, расположенного по ул. Дурова, д. 49. За неполный учебный год выставку посетили более 18000 школьников. Двери выставочного отделения открыты для всех желающих.

      Нельзя сказать, что обеспечение пожарной безопасности учебных заведений и обучение учащихся вопросам пожарной безопасности остается вне поля зрения городских властей. Правительством Москвы принят ряд постановлений и распоряжений по решению этой проблемы. К примеру, в соответствии с распоряжением премьера Правительства Москвы от 20.05.98 г. № 535-РП Управлением Государственной противопожарной службы ГУВД г. Москвы ( УГПС) совместно с Московским комитетом образования проведена работа по обеспечению учебных заведений оборудованными стендами с набором плакатов по противопожарной тематике, по приказу начальника УГПС за каждым учебным заведением закреплен конкретный сотрудник Государственной противопожарной службы, который является куратором всех противопожарных вопросов.

      

Официальный сервер Правительства Москвы http://www.mos.ru/opinion/chp.htm 

 

Рассылка "Безопасная школа"
Автор: Юрий ТарасовSchoolSecurity@mail.ru 
 

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное