Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Это последний выпуск данной рассылки. Продлжение можно будет прочитать на сайте Методического центра


Кто такой «психолог»?

Чем психолог отличается от психоневролога, психиатра и психотерапевта?

Чем занимается психолог в школе?

Что умеет делать психолог?

Какие вопросы школьный психолог решать не может или не должен?

Какие рекомендации может дать психолог учителю после проведения диагностики?

Какие рекомендации может дать психолог родителям после проведения диагностики?

Что еще нужно знать о школьном психологе?

С какими вопросами нужно обращаться к школьному психологу?

Что должно насторожить родителя?

Кто такой «психолог»?

«Психологами» в житейском смысле слова называют людей, которые хорошо понимают смысл поступков других, умеют «заглянуть в душу». Часто «психологов» путают с врачами, и считают, что обратиться к психологу означает признать собственное душевное неблагополучие (болезнь). На самом деле, квалифицированный психолог – это специалист, получивший высшее образование в области психологии, а не медицинское образование. И занимается он совсем другими делами.

Чем психолог отличается от психоневролога, психиатра и психотерапевта?

Прежде всего, психолог никого не лечит (хотя может помочь человеку исцелить себя), психолог не имеет права лечить.

 В отличие от психоневролога психолог видит особенности человека не в их связи с особенностями нервной системы, а в связи с особенностями его поведения и взаимоотношений с другими людьми.

В отличие от психиатра психолог работает с психически здоровыми людьми, нуждающимися в поддержке.

В отличие от психотерапевта психолог занимается не лечением, а помогает человеку разрешить свои проблемы, скорректировать отношения, изменить ход развития через иную организацию собственных действий человека. 

Чем занимается психолог в школе?

В зависимости от потребностей конкретной школы, от задач, поставленных администрацией, психолог в школе может заниматься самыми разными делами, каждым в отдельности или всеми сразу.

·        Отслеживание и коррекция хода развития учеников.

·        Помощь учителям в проектировании, проведении и анализе уроков.

·        Консультирование родителей и учителей.

·        Подготовка детей к школе, подготовка и проведение методик для отбора в школу.

·        Отслеживание развивающих эффектов обучения.

·        Помощь администрации в организации управления школой. 

Что умеет делать психолог?

·        Психолог  может понять, в чем состоят особенности собственных действий ребенка или взаимодействия его со взрослыми (родители, учителя) или сверстниками, приводящие к систематическим трудностям и/или конфликтам.

·        Психолог может обнаружить, что причины, приводящие к таким трудностям, носят не психологический характер, а имеют в своей основе физиологические причины и направить ребенка к соответствующему специалисту (логопеду, невропатологу, психиатру).

·        В случае, если причины трудностей ребенка – психологические, психолог может вместе с родителем составить программу действий по коррекции нарушений. 

Какие вопросы школьный психолог решать не может или не должен?

Прежде всего, вопросы, не соответствующие его функциям в школе. Если основной задачей психолога в конкретной школе является, например, отслеживание развивающих эффектов обучения, то, возможно, он не сможет проконсультировать вас по вопросу конфликта между учениками.

Психолог не имеет права ставить диагноз ребенку. Это находится в компетенции специалистов с медицинским образованием, постановка диагноза - прерогатива врача.

Школьный психолог не может и не должен решать Ваши собственные психологические проблемы и проблемы Вашей семьи в целом. Для этого нужно обратиться к независимому специалисту, никак не включенному в связанную с Вами социальную структуру. 

Какие рекомендации может дать психолог учителю после проведения диагностики?

·        Психолог может обратить внимание учителя на «особенных» детей:

·        требующих особой работы по установлению с ними доверительных отношений,

·        нуждающихся в коррекционной работе.

·        Он может принять участие в проектировании и анализе уроков, обращая внимание учителя на особенности разных детей, помогая совершенствовать проект урока так, чтобы учитель мог заранее наметить свою линию поведения в отношении робких, чрезвычайно подвижных, молчаливых и других самых разных детей. 

Какие рекомендации может дать психолог родителям после проведения диагностики? 

·        Он может выявить у ребенка недостаточный уровень развития образного мышления, памяти, речи и предложить рекомендации для родителей, описать игры, которые позволят повысить этот уровень;

·        Он может определить психологические причины неуспеваемости, нарушений поведения ребенка, трудностей в общении со взрослым или сверстниками и наметить возможные пути их преодоления;

·        Он может выявить у ребенка низкий уровень организации деятельности, описать родителям последствия такой ситуации для дальнейшего учения и предложить способы ее коррекции.

Что еще нужно знать о школьном психологе? 

Аксиома: школьный психолог всегда защищает интересы ребенка! А не учителя или родителя. 

·        Специалист не решает Ваши проблемы за Вас, не «выписывает рецепт». Он объясняет ситуацию и совместно с Вами ищет возможные пути решения проблемы. Изменить ситуацию развития ребенка могут только родители, учителя и другие близкие ребенку взрослые!!!

·        Как правило, то, что поначалу родителям кажется исключительно «школьной» проблемой ребенка, на самом деле является следствием либо семейных, либо перекочевавших с более ранних этапов развития ребенка проблем. В таких случаях специалист предпочтет работать не только и не столько с самим ребенком, сколько с парой родитель-ребенок. 

·        При работе с компетентным специалистом Вы и Ваш ребенок занимаете позицию не «пациентов», а заинтересованных, активных соучастников.

·        Психолог – специалист соблюдает конфиденциальность, он не разглашает информацию, полученную от Вас или от ребенка.

·        Изучив полученную информацию, психолог может дать рекомендации учителю относительно того, как эффективнее учить Вашего ребенка. 

С какими вопросами нужно обращаться к школьному психологу? 

К психологу (как школьному, так и любому психологу-консультанту) имеет смысл обращаться с конкретным запросом по поводу систематически повторяющихся (типичных) трудностей ребенка. При этом желательно четко формулировать, в чем состоят затруднения, например:

·        "Ступор" при вызове к доске, неспособность ответить урок, хорошо выученный дома,  провалы на контрольных при хорошем выполнении таких же заданий дома;

·        ребенок на уроке погружен в свои мечты и как бы отсутствует (не слышит указаний учителя…), склонен к фантазированию;

·        ребенок систематически нарушает правила поведения, хотя знает их;

·        у ребенка трудности в общении со сверстниками или учителем (конфликты).

 На прием к психологу желательно принести хотя бы несколько детских работ (рисунки в разные периоды жизни, продукты творчества, школьные тетрадки).

 

ВНИМАНИЕ!!!

Психолог не может за родителей (в обход родителей и учителя) исправить нарушения детской деятельности. Внести коррективы в собственное поведение и во взаимодействие с ребенком могут лишь сами родители и учителя. Поэтому все получится лишь в том случае, если они будут готовы это сделать и приложат все усилия к изменению действий и отношений. Когда психолог пытается решать Ваши проблемы за Вас, это, конечно, гораздо легче и приятнее, но и эффект от такой односторонней работы будет нулевой. 

Что должно насторожить родителя?

К сожалению, недостаток квалифицированных кадров в области психологии образования и детской психологии в 70-90-е гг в нашей стране привел к экспоненциальному росту числа учреждений (курсов подготовки и переподготовки) психологов. Эти образовательные учреждения не всегда отличались качеством образования. Поэтому бывают случаи, когда родители сталкиваются с некомпетентным специалистом в области детского развития. Что сразу должно насторожить родителей при общении с таким «психологом»?

·        Безапелляционность и категоричность высказываний. В большинстве случаев мгновенный «диагноз» свидетельствует о некомпетентности.

·        Любой клинический диагноз по отношению к вашему ребенку: «умственная отсталость», «шизофрения», заболевания нервной системы. Психолог без медицинского образования не может и не имеет права ставить такой диагноз.

·        Любые ярлыки: «Ваш ребенок – психопат (дурак, и т.д. )»

  Если вы хотите больше узнать о системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, приглашаем посетить сайт Методического центра "Развивающее обучение (система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова)" АПК и ППРО: www.centr-ro.ru

Вы также можете нам написать: centr-ro@mail.ru


В избранное