Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Философия для чайников

  Все выпуски  

Я остановился на том, что создавая философию с помощью


Философия для чайников

Здравствуйте!

Миф, Бог, архетипы

Я остановился на том, что создавая философию с помощью психоанализа, Фрейд «изобрел» архаические остатки. Но, на самом деле, он просто переоткрыл то, что уже было знакомо методу психоанализа.

Занимаясь практической психиатрией, то есть пытаясь излечить неврозы, Фрейд применял толкование сновидений и свободные ассоциации. Это — лечение разговором. Но в результате такого разговора вскрывается содержимое бессознательного, оно частично осознается, принимается сознанием, после чего некоторые виды неврозов действительно вылечиваются. Но чем дольше психологи работали таким образом с бессознательным, чем больше получали фактов о его содержании, тем лучше видели ограниченность сексуальной теории Фрейда. Его последователи еще при жизни учителя стали понимать, что бессознательное — более сложная структура.

Фрейд всегда считал, что бессознательное не говорит прямо, что оно — иносказательно, что его нужно толковать. Карл Юнг — ученик Фрейда и создатель собственной школы психологии — пришел к парадоксальному для начала ХХ века выводу. Бессознательное не шифруется. Если человек видит во сне Бога, то он действительно видит Бога, если он в результате свободных ассоциаций создает мифологический сюжет, то этот сюжет надо так и рассматривать, как живой, чем-то важный для этого человека, миф.

Более того, из совершенно разных голов, знакомых и не знакомых с Библией, атеистов и верующих, образованных и не слишком, европейцев, русских, евреев, азиатов, Юнг своим методом извлекал совершенно одинаковые сюжеты. Эти сюжеты, в свою очередь, нашли аналоги в мифах, сказках, Библии, Коране, алхимии, в науке и мировой литературе. И я еще раз говорю, что пациенты Юнга часто не имели никаких сведений о «первоисточниках».

Именно такие сюжеты обнаружил и Фрейд в конце своей научной деятельности, и он так же был поражен отсутствием прямого культурного воздействия при передаче образов, и именно их назвал архаическим остатками, предполагая наследственную передачу приобретенных признаков. И Фрейд все-таки не смог оторваться в данном случае от истории, не смог отказаться от мысли, что социум формирует сознание, а не наоборот.

Юнгианская школа, которую называют так же аналитической психологией и комплексной психологией — это предубеждение преодолела. Древние мифологические образы, которые передает бессознательное в результате более глубокого, и, в то же время, более прямолинейного анализа, Юнг назвал архетипами. И он предположил, что архетипы существуют до культуры, что они самостоятельны и являются свойством человеческой психики.

Мы не будем слишком подробно вдаваться в рассмотрение того как архетипы были найдены, и ЧТО они обозначают. Здесь есть как бы две стороны проблемы. 1) Эмпирическая работа Юнга и его последователей и 2) теория Юнга.

Поясняю «ругательство» эмпирическое. Это работа с фактами, их сбор, классификация, постановка экспериментов и т.д. Любое исследование состоит из двух частей — эмпирической и теоретической. Исследователь находит факты и демонстрирует — вот они есть, и эта штука работает так-то и так-то. Это эмпирическая часть. Затем исследователь должен ответить на вопросы почему это так, как это связано с окружающим миром и внутри себя и что из этого следует, тут он создает теорию, которая показывает либо причинно-следственные, либо диалектические, либо системные связи и разъясняет их принятым или возможным для данной науки способом — с помощью математического аппарата, философских теорий, аналогии, истории, статистики и т.д.

Таким образом, аналитическая психология проявила «бешеную» энергию в сборе архетипов. Юнг и ученики были как и Фрейд, лечащими психиатрами, соответственно, имели постоянный контакт с пациентами, часто очень положительный, в смысле улучшения их состояния. И это давало основу для исследований. Но кроме того было перелопачено огромное количество мифологического материала: главные религиозные книги, апокрифы (то что не вошло в канонические книги), сказки, работы гностиков (мистическая школа раннего средневековья), алхимиков, астрологов... Во всем этом наследии древности и средневековья было найдено множество аналогов «видениям» бессознательного. И все это показывает, что архетипы есть.

Что касается теории юнгианства, основных гипотез, то тут не все так бесспорно, то есть в данном случае Юнг следует исключительно от психологии и все объясняет исключительно психическими задачами. Я не буду впадать здесь в критику или в создание очередных теорий, такая работа выходит далеко за пределы данной рассылки. Кое-что будет показано в следующем выпуске, но мы уже заканчиваем экскурс в психологию, чтобы постепенно вернуться на круги своя. Желающие найдут возможность ознакомиться с теорией Карла Юнга в его единственной популярной книге Человек и его символы. И если покажется интересным можно углубиться и в научные труды Юнга. В конце 90-х годов и в начале этого века издано много его книг на русском языке.

Кроме того, я начинаю новую рассылку по комплексной культурологии, где как раз будут обсуждаться именно эти проблемы и теории. Желающие могут подписаться на мифологическую диалектику прямо сейчас.


Мифологическая диалектика
Подписаться письмом

А я пока прощаюсь, так как у вас — слишком много фактов, которые необходимо переварить.

Э.Нигмати
Сайт автора: Записная книжка

В избранное