Приношу извинения за очередной значительный перерыв в наших выпусках. Все это — заботы о хлебе насущном, съедающие значительную часть времени.
И все-таки мы продолжим с того места где остановились, то есть совершим движение в обход в сторону социологии и психологии, чтобы потом вернуться к философии. А нужно нам это для того, чтобы разбирать философские проблемы не на пустом месте, а, вооружившись определенным методом.
Мы уже ввели прежде понятие комплекса, как элемента любой культуры. Теперь попробую растолковать его подробнее.
На самом банальном уровне мы могли бы представить общество как сумму людей. Если бы это было так, то человечество было бы достаточно однородным, и во всех частях света оно различалось бы только цветом кожи, но не способом отношений. На деле мы видим совсем другую картину: разнообразие
культур, субкультур, классов, бедности и богатства, представлений о добре и зле.
Можно возразить, что даже на банальном уровне хорошо видно, что нет похожих друг на друга людей, что они различаются между собой психикой, характером, воспитанием. И, следовательно, самая простая сумма людей, различающихся между собой, уже не даст одинаковые общественные формы. Отсюда видно, что одним из первых элементов любой культуры является человек, а точнее — его психика.
Но сразу возникнет другой вопрос. А не является ли психика сама производным элементом культуры? И если является то насколько?
То что мы воспринимаем, как Я — есть продукт сознания. Но со-знание, это совместное знание, и уже одно это говорит о том, что наше осознаваемое Я является продуктом культуры и общества. Тут можно было бы поставить точку и вычесть психику из оснований общественной жизни. Но мы не в 18 веке и уже давно перестали воспринимать нашу внутреннюю жизнь, как продукт общественных отношений и культуры.
В выпусках «Философии для чайников» 2007 года я уже сделал небольшое предисловие. Если забылось можно перечитать: «В поисках внутреннего человека», «В голове и за ее границей», «Моя ли это
душа?», а так же небольшой материал «Природа мифа». Ну а для тех кому лень перебирать очередные буквы, краткое пояснение. Начиная от З.Фрейда и до сегодняшнего дня, психология все глубже и глубже изучает внутренние структуры психики, которые принято называть бессознательным.
При этом глубинная психология на сегодняшний день подкреплена выводами другой, совсем не психологической, а биологической науки — этологии. И если быть предельно кратким, то можно сказать, что человек, обладая относительно самостоятельным сознанием, еще не слишком оторвался от животного мира и подчиняется так же системе инстинктов, определенным выработанным естественным отборам формам поведения и способам понимания окружающей среды. Упоминал уже раньше имя К.Лоренца, напомню и еще раз, чтобы не показалось,
что весь предыдущий абзац придумал я сам :). Кому крайне интересно можно поискать его книжки. Очень увлекательное занятие на досуге.
Но мы теперь отправимся дальше. Понимание, что человеком управляет не только его ум, но инстинктивные программы, загруженные еще на заре возникновения человечества, дает возможность видеть психику как явление не только подчиненное культуре, но и создающее культуру, стоящее в ее основе, являющееся не только следствием, но и причиной. И, таким образом, мы можем поставить психику в один из углов социального комплекса. А кроме того, не трудно заметить, что и сама психика здесь выступила не как
однородное явление, а раздробилась на два элемента: 1) сознание (Я) и 2) бессознательное.
Но мы увидим дальше, что сознание не совсем самостоятельно и испытывает постоянное давление культуры (общества) и бессознательных инстинктивных программ. Кроме того, станет понятно, что и бессознательное — не только инстинкты, во-первых, и не вполне индивидуально, во-вторых.
Ждем продолжения. Постараемся больше не прерываться в выпусках. Всем подписчикам спасибо за терпение.