Философия для чайников В поисках внутреннего человека
Философия для чайников
Здравствуйте!
В поисках внутреннего человека
В прошлом выпуске я показал, что внутри нашей черепной коробки существует
необъятный мир, который оказывает на наше восприятие действительности такое же
давление, как и внешнее объективное бытие. Этот мир в своем досознательном
состоянии представляет собой набор инстинктивных
комплексов, которые были призваны руководить жизнью человека задолго до
возникновения разума. Инстинктивные комплексы вероятнее всего были сформированы
в результате эволюции и закреплены в жизни вида естественным отбором.
До
данного момента я ничего нового не сказал, мы все и так прекрасно понимаем, что
движения тела, переваривание пищи, размножение, сексуальность и многое другое не
зависят от того, что мы думаем по этому поводу. И все эти призывы нашего
организма от силы прорываются в сознание лишь как хотения. Чаще всего
инстинктивные импульсы вообще не бывают замечены сознанием. И в таком положении
вещей нет ничего плохого. В том смысле, что мы не мешаем своей рефлексией работе
наших жизненных органов, желудок переваривает, легкие дышат, сердце качает
обновленную кровь, не спрашивая совета у совести, этики, теоретических
установок, менталитета…
Но инстинктивные комплексы не только обеспечивают
простейшие нужды организма, они устроены так, чтобы в организме смогла
поселиться душа, то есть так, чтобы организм мог стать разумным. Соответственно,
они как бы должны иметь некоторые шаблоны интеллекта,
сознания. Что я здесь имею ввиду? На вид очень простую вещь, чтобы сознавать
человек должен иметь возможность обучаться, чтобы иметь возможность обучаться он
должен иметь какие-то схемы, сосуды, в которые зальется будущее знание, а так же
представлять образ учителя и быть склонным подражать ему.
Здесь я дал далеко
не полный перечень того, что должно быть в человеке для успешного развития
сознания. Дал скорее с целью пояснить, что мозг новорожденного далеко не «чистая
доска», на которую с помощью обучения и воспитания будет записан его грядущий
характер, и даже не биологический механизм со способностью приобретать новые
рефлексы. Это существо уже имеет неразвитую, но готовую сознавать и обучаться
душу.
В нормальном состоянии
инстинктивные комплексы не противоречат рациональной деятельности человека,
потому что они же и составляют ее основу. Но в ходе развития цивилизации и
культуры происходит более значительное самоопределение сознания, оно начинает
испытывать иллюзию, что свободно и что само руководит человеком. При этом
инстинктивное остается за порогом сознания в том неизменном виде, каким его
создали природа, борьба за выживание и естественный отбор. Человеческая душа
раскалывается на сознание и бессознательное.
Развитие культуры приводит и к
еще одному важному следствию, появляются традиции, ценности и нормы, что в свою
очередь ведет к нежелательным элементам психики. Человек, чтобы чувствовать себя
положительным и успешным в рамках своей культуры, вынужден избавляться от этих
нежелательных импульсов. В результате то, что могло бы осознаваться вытесняется
и образуется еще один подсознательный слой психики. В начале 20 века Зигмунд
Фрейд именно эту часть души определил как бессознательное. В результате
психоанализ стал основываться на идее конфликта Я и Оно (вытесненных желаний).
Причем по Фрейду вытесненные желания имеют сексуальную основу – энергию, которую
он обозначил термином либидо.
В таком
виде идея бессознательного была, конечно, неполна. Ведь она уже за тысячелетия
до Фрейда была известна человечеству. И человечество искало внутреннего
человека, который, конечно, не мог быть только сексуальностью или агрессивностью
или еще чем-то одним. Об этом свидетельствовали учение Будды, христианство,
гностики, алхимики, пророчества Магомета. Фрейд предполагал, что все, что
человек находит внутри себя лишь метафора, лишь искаженное культурными символами
либидо. Но, развивая психоанализ за рамки психологии, то есть, пытаясь с его
помощью объяснять социальные и культурные явления, он вынужден был
последовательно ввести сначала агрессию, как дополнительный заряд либидо, а
потом и идею передачи социальных знаний наследственным генетическим способом.
(Можно посмотреть по этому поводу «Недовольство культурой» и «Человек Моисей и
монотеистическая религия»).
Последователи Фрейда, решая трудности осознания внутреннего человека,
вынуждены были расширить содержание либидо и понятие сексуальности настолько,
что либидо заняло место психической энергии, а сексуальность стала синонимом
инстинкта вообще.
Наконец, школа К.Юнга ввело дифференцированные понятия
сознания, подсознательного, бессознательного и коллективного бессознательного.
То есть к той формулировке, которой мы пользуемся здесь.