Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Философия для чайников

  Все выпуски  

В голове и за ее границей.


Философия для чайников

Здравствуйте!
После полуторагодичного молчания рассылка возвращается к читателям. Время продиктовало новые задачи, в голове лучше улеглись старые мысли, бизнес принес немного дополнительных средств для поддержки Ученых и литературных сборников и рассылки сайта. Я немножко сменю интонацию и тему, так чтобы они более соответствовали идее рассылки, но соприкасались с обновленной концепцией "Сборников". То есть "Философия для чайников" в меньшей мере будет ликбезом и в большей выразителем идей, которые представляются мне наиболее важными в формировании Современного мировоззрения.

В голове и за ее границей

Соответствуют ли представления о мире тому, что есть за пределами головы, формирующей эти представления? Несмотря на то, что споры на эту тему заметно поутихли в наше время, они по прежнему остаются разделительной чертой между последователями экспериментальной науки, реального бизнеса и политики малых шагов с одной стороны, и искателями вечных истин, бессребрениками, историософами, с другой. И казалось бы первые медленно, но уверенно делают человеческое общество все более богатым и мудрым, механизмы взаимоотношений подчиняют закону, и постигают природу вещей... А вторые, играют с фантазией, которая ведет к катаклизмам, революциям, войнам и неправильному ориентированию в мире вещей.

В предыдущем выпуске рассылки я уже сделал небольшой экскурс в то, что понимаю под мифом. И этот подход говорит о том, что не все так однозначно в противостоянии сторонников проб и ошибок, и искателей оснований. Оба этих мировоззренческих направления опираются в конце концов не на практику или теорию, а на более глубокое нечто, которое уже трудно назвать объективным миром. И в этот момент из глубины разумного бытия человека появляется вера.

Столкновение вер в естествознании, в гуманитарных науках, в философии, в политике, в частной жизни всегда приводит к неразрешимому противостоянию. Религиозные противостояния на первый взгляд яснее, потому что здесь вера присутствует сразу. В философии и науке она скрыта за теоретическими системами и демонстрациями экспериментов. Но, я думаю, большинству читателей известно состояние, когда на каком-то этапе спора невыразимая сила толкает в грудь и делает разум слепым к доводам оппонентов. Эта сила - нуминозность. Все написанное выше вело к данному термину, который я уже применял в предыдущих выпусках и который очень важен для понимания всех последующих.

В научных культурологических и философских словарях дается следующее определение нуминозности: (numen — божество, воля богов — лат.) понятие, характеризующее важнейшую сторону религ. опыта, связанного с интенсивным переживанием таинственного и устрашающего божеств. присутствия. В научный оборот это понятие было введено нем. теологом и историком религии Р. Отто, который воспользовался лат. словом “нумен”. Нуменом древние римляне называли могущественную божественную силу, властно распоряжавшуюся человеческой судьбой. По определению Отто, “Святое”, “Божество” предстают в религ. опыте как “нуминозное”, будучи явлены в образе “совершенно Иного” по отношению ко всем представлениям эмпирич. опыта. Восприятие “совершенно Иного” придает содержанию религ. опыта неповторимое своеобразие откровения тайны устрашающей (mysterium tremendum — лат.) и одновременно очаровывающей (mysterium fascinans — лат.). Поэтому типичным нуминозным эмоциональным откликом на “встречу со Святым” оказывается сочетание “страха и трепета” с “восхищением и восторгом”. Эта сложная гармония из сферы религ. опыта переходит в другие области религ. культуры, становясь ее сокровенным началом.

Но мы будем придавать нуминозности более широкое значение, вынося это чувство за пределы религиозных переживаний. Причиной расширения этого понятия является тот самый толчок в грудь, происходящий и при самых незначительных спорах между людьми, и при попытках людей добраться до оснований бытия. Но прежде нужно понять, что лежит в основе этой силы. Для религиозного человека здесь вопросов не возникает - тут вдохновляет Бог или нашептывает Сатана. И тут я не вполне религиозный человек, с религиозным человеком соглашусь - именно так - Бог вдохновляет и Сатана нашептывает. Не буду трогать святая святых - убеждения верующих. Мой взгляд не отрицает возможности существования предмета Вероисповедания, он просто основан на другом. И для его объяснения требуется предыстория.

В начале ХХ века в гуманитарное знание ворвалась психология бессознательного. Психоанализ Зигмунда Фрейда безусловно известен всем, его ответвления индивидуальная психология Адлера и аналитическая психология Юнга в своей содержательной части известны меньше, но большинству читающих людей известно, что эти направления есть. Поэтому сейчас, в начале XXI века, нет нужды описывать предысторию психоанализа и его основные термины. Мне достаточно сказать, что психология бессознательного одно из направлений, которое лежит в основе нашей беседы. Безусловно, я далек от мысли, что в основе всего происходящего с нами лежит психология, или что с помощью анализа бессознательного можно решить "проклятые вопросы" что делать? и кто виноват?. Здесь правильнее говорить о вплетении психологической нити в социальные теории и философию.

Лично меня к вопросам взаимоотношений "головы и внешнего мира", а, соответственно, к попыткам понять природу символов, мифов, текста и их производной - нуминозности, привела не психология. Моим опытом стал предмет специальных филологических исследований в области истории русской литературы и журналистики. Этим предметом был известный спор Гоголя и Белинского вокруг известной теперь книги Гоголя "Выбранные места из переписки с друзьями". Поколению, заставшему советскую школу, более известно "Письмо Гоголю", которое умирающий Белинский написал по поводу "Переписки..." Некоторые размышления по этому поводу любопытные участники беседы найдут здесь. Позже я перенесу в сеть и некоторые другие публикации на данную тему. Но не будем уходить в сторону. История текста и его воздействие на Современность показали, что в литературе и публицистике господствуют не только логика и метафора, но и символы, сплетающиеся в мифы. Эти мифы в большой мере насыщены культурой данного народа и предопределены его социальным положением. Однако, в глубине мифологических символов долгое время живет "энергия", толкающая носителей мифологических систем к неразрешимому, острому, воинственному спору, который не утрачивает силу до тех пор, пока в нем жива эта энергия. На этом пути я пришел к нуминозности и психологии бессознательного, но с оговоркой, что сам символ можно разложить на знак (сему - смысловую, культурную составляющую) и насыщенный энергией архетип.

Энергию архетип может проявить только тогда, когда смысловая нагрузка семы понятна в данной культуре в данное время. Формально архетип всегда один и тот же. Например. Негативная двойка (плохое число) у пифагорейцев. Бинарис (другой, сотворенный Богом на второй день творения) у гностиков, Каин и Авель, Христос и Антихрист у христиан. Мотив враждующих братьев во многих сказках и романах. Супергерой и антигерой в современных боевиках. Расхожее мнение о чувстве меры по отношению к двум крайним мнениям в споре. Отталкивающиеся заряды в физике и там же - протон и электрон. Двупартийная система в англоязычной цивилизации. Еще совсем недавно противостояние социализма и капитализма. И сегодняшние сетования о необходимости двуполярного мира в политике. А так же два полюса земного шара, большевики и меньшевики, спрос и предложение, Восток и Запад, материалисты и идеалисты... Каждый сам может продолжить этот нескончаемый ряд основанный на полярной двойке, и каждый может найти для себя те ситуации в этом ряду, которые вызовут наибольший внутренний трепет, то есть будут живыми, насыщенными нуминозной энергией символами двойки.

Таким образом, история текста, семиотика являются вторым основанием наших рассуждений.

Психологические исследования фрейдистской школы, и, в еще большей мере юнгианство, нашли немало эмпирических (основанных на опыте, наблюдении) подтверждений возникновения символичности мышления. Психологи увидели в бессознательном источник "мифологического искажения" рационального текста. Но в этих взглядах присутствовала односторонность (метафизика) либо сексуальных мотивов, либо мотивов власти, либо идеи психической целостности. Дальше утверждения, что бессознательное воздействия на производство символов текста есть глубинные психологи не пошли. А в таком утверждении есть и определенная опасность. Сама идея бессознательного и возможности "расширения сознания" за счет осознания или очистки бессознательного в настоящее время является одним из оживших архетипов. Не удивительны на этом фоне наркомания, психоделика, дианетика, йога (как поверхностное увлечение) и т.д.

Недавно мне пришлось участвовать в одном очень яростном споре в сети по этому поводу и явная вовлеченность его участников в идею очистить бессознательное для успешного бизнеса стала одним из мотивов продолжить данную рассылку.

Здесь в самом начале разговора я должен уточнить бессознательное очистить нельзя, а расширение сознания ведет в психбольницу или на трон диктатора, или в ученики к тирану.

В глубине нашей психики есть то, что нельзя уничтожить, стереть или осознать. Это сама природа человека, его базовые инстинктивные программы, возникшие в ходе эволюции и ставшие основой сознания. Наиболее внятно эту сторону вопроса (этологическую) раскрывает К.Лоренц во многих своих работах. (Советую его сборник: Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. - М.: Республика, 1998.) Итак, этология третье основание нашего разговора. Некоторые аналогичные мысли я тезисно развиваю здесь.

Итак, мир безусловно существует за пределами нашей головы, а вот насколько он соответствует нашему представлению о нем вопрос сложный и он должен учитывать мифологию и архетипическую символику, всегда присутствующую в продуктах человеческой психики.

За сим пока откланиваюсь.

Оставить комментарии можно здесь.

Сайт автора: www.realdialectics.com
Автор:
Эдуард Нигмати
e-mail: nigmati@realdialectics.com

В избранное