Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Для Вас, педагоги! Список статей из периодических изданий 2021. Выпуск1-3


Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА"

Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

ДЛЯ ВАС, ПЕДАГОГИ!

Аннотированный список статей периодических изданий и Интернет-ресурсов

Выпуск N 1-3

[2021]

 

ЕГЭ

Рособрнадзор напоминает о сроках подачи заявлений на участие в ЕГЭ-2021 // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки : официальный сайт Рособрнадзора. – URL: http://obrnadzor.gov.ru/news/rosobrnadzor-napominaet-o-srokah-podachi-zayavlenij-na-uchastie-v-ege-2021/ (дата обращения: (15.02.2021). – Текст : электронный.*

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки напоминает, что прием заявлений на участие в ЕГЭ 2021 года завершается 1 февраля. Основной период ЕГЭ в 2021 году планируется провести с 31 мая по 2 июля. Сдавать экзамены в эти сроки будут как выпускники текущего года, так и выпускники прошлых лет. Досрочный период ЕГЭ в 2021 году проводиться не будет.

Рособрнадзор разъясняет особенности проведения ГВЭ для выпускников 11 классов в 2021 году// Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки : официальный сайт Рособрнадзора. – URL: http://obrnadzor.gov.ru/news/rosobrnadzor-razyasnyaet-osobennosti-provedeniya-gve-dlya-vypusknikov-11-klassov-v-2021-godu/ (дата обращения: (15.02.2021). – Текст : электронный.*

Выпускники 11 классов, не планирующие поступать в вузы, для получения аттестата в 2021 году должны будут сдать два обязательных предмета в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ): русский язык и математику. Лицам с ограниченными возможностями здоровья, а также детям-инвалидам и инвалидам для получения аттестата достаточно будет сдать по их выбору только ГВЭ или ЕГЭ по русскому языку. Государственная итоговая аттестация в 11 классах (ГИА-11) в форме ГВЭ по предметам по выбору в 2021 году проводиться не будет.

УЧИТЕЛЮ  ФИЗИКИ

Барабанов Н. Н. Академик И. М. Франк и его вклад в развитие физики ХХ века (эффект Вавилова-Черенкова, эффект Доплера) // Физика в школе. - 2020. - № 2. - С. 14-22 : 1 рис., 5 фот.

Вклад в развитие ядерной физики И. М. Франка.

Данюшенков В. С. Технологии по физике для индивидуального обучения школьника // Физика в школе. - 2020. - № 2. - С. 32-37 : 1 табл.

Получение каждым учеником удовольствия от результатов своей учебно-познавательной деятельности, независимо от личной успеваемости.

Информационные технологии в учебном физическом эксперименте "Измерение коэффициента поверхностного натяжения жидкости" / Е. В. Кузьмина, И. В. Кузьмина, Л. Б. Лозовская, О. А. Морозов // Физика в школе. - 2020. - № 2. - С. 47-54 : 3 рис.

Применение современных компьютерных технологий на примере измерения коэффициента поверхностного натяжения.

Кабардина С. И. Несколько слов об учебниках физики 7-9 серии "Архимед" О. Ф. Кабардина / С. И. Кабардина, Г. В. Любимова // Физика в школе. - 2020. - № 2. - С. 3-13 : 2 рис., 1 фот.

Принцип построения учебников серии "Архимед".

Клепико В. Н. Духовно-нравственное воспитание на уроках физики в современной школе // Физика в школе. - 2020. - № 2. - С. 38-46.

С помощью языков различных предметов ребенок постигает не только окружающий мир, но и свой собственный в контексте интегрального духовно-нравственного опыта человечества.

Пурышева Н. С. Ситуационная задача про спячку медведя, или Как содержание физики "синхронизировать" с процессом освоения физики современными обучающимися / Н. С. Пурышева, О. А. Крысанова // Физика в школе. - 2020. - № 2. - С. 23-31 : 2 табл.

Представлена модель методики освоения физики, которая "синхронизирует" ее содержательный и процессуальный компоненты.

Шешанков И. Н. Древние обсерватории // Физика в школе. - 2020. - № 2. - С. 55-62 : 2 рис.

История первых обсерваторий.

УЧИТЕЛЮ  ХИМИИ

Альбикова И. Ученический проект "Искусство видеть больше, или Обнаружение отпечатков пальцев / Альбикова И., Деркач А. М. // Химия для школьников. - 2020. - № 2. - С. 12-16 : рис.

Краткая история криминологической трасологии. Результаты эксперимента по воспроизведению методов обнаружения отпечатков пальцев и потожировых следов в условиях школьной лаборатории.

Каллистова К. О некоторых "первых" элементах и веществах // Химия для школьников. - 2020. - № 2. - С. 17-24.

Химия - наука конкретная, со своими четкими законами и правилами. Но и в ней есть исключения, отклонения от этих законов. Отличаются ими первые элементы в своих группах или первые представители гомологического ряда классов органических веществ.

Медведев Ю. Н. Количественные способы выражения состава растворов // Химия для школьников. - 2020. - № 2. - С. 29-40.

Что такое концентрация раствора? В каких единицах она выражается? Какие виды концентрации существуют?

Похила И. И. Некоторые сведения об алюминии // Химия для школьников. - 2020. - № 2. - С. 25-28.

Краткие сведения об алюминии.

Свириденкова Н. В. О межрегиональной химической олимпиаде школьников им. П. Д. Саркисова / Н. В. Свириденкова, С. В. Стаханова // Химия для школьников. - 2020. -№ 2. - С. 3-11.

Приведены варианты заданий отборочного этапа Межрегиональной олимпиады школьников по химии имени П. Д. Саркисова. Ответы и решения к части заданий.

Стаханова С. В. Спирты и фенолы / Стаханова С. В., Свириденкова Н. В. // Химия для школьников. - 2020. - № 2. - С. 1-26 [вкл.] : табл., рис.

Рассмотрены строение, химические свойства и способы получения одноатомных и многоатомных спиртов, а также фенолов. Подготовка к выполнению заданий по теме "Спирты и фенолы". Тренировочные варианты заданий и задания для самопроверки.

УЧИТЕЛЮ  РУССКОГО  ЯЗЫКА

Арутюнова Е. В. Корень с чередованием -равн-/-ровн- // Русский язык в школе. - 2020. - Т. 81, № 6. - С. 90-96.

Статья посвящена правилу написания корня -равн-/-ровн- и представляет собой фрагмент академического описания русской орфографии. В правиле уточнены значения, определяющие написание безударного корня, дополнены списки исключений и приведены слова, значения которых не соответствуют выделенным значениям-критериям, а также впервые разбираются слова, которые могут быть соотнесены с разными значениями-критериями, т. е. имеют двойную мотивацию.

Боброва М. В. Проектная деятельность учащихся на материале прозвищ // Русский язык в школе. - 2020. - Т. 81, № 6. - С. 14-22.

Рассмотрены методологические вопросы проектной деятельности учащихся, осуществляемой на материале прозвищ. Обозначены актуальные типы и виды проектов, уточнена связь проектов с учебным предметом "Русский язык", описаны этапы работы над проектами, дана общая характеристика итогов проектной деятельности. Рассмотрены типичные ошибки школьников, допускаемые в проектах на материале прозвищ.

Бобылев Б. Г. Стихотворение А. А. Фета "Дождливое лето": ритм и смысл // Русский язык в школе. - 2020. - Т. 81, № 6. - С. 48-56.

Анализ стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета "Дождливое лето". Используются методы стиховедения и лингвоэстетического анализа текста, лингвистического комментирования, построчного анализа и медленного чтения. Рассматриваются особенности размера, рифмы и ритма текста на фоне традиций русского стиха.

Бутакова Л. О. "Когда я буду бабушкой – Годов через десяточек...": сочинения школьников о пожилом возрасте и старости // Русский язык в школе. - 2020. - Т. 81, № 6. - С. 32-41 : табл.

Оценивание коммуникативных, смысловых, структурных аспектов текстовой деятельности школьников, установление актуального смыслового состава концептуальной области, связанной с пожилым возрастом, типов применяемых речевых действий при вербализации смыслов в процессе неподготовленной письменной речевой деятельности.

Васильева М. И. Исследовательский проект "Названия современных профессий" во внеклассной работе учащихся VI класса // Русский язык в школе. - 2020. - Т. 81, № 6. - С. 23-31 : табл.

На примере проекта "Названия современных профессий" продемонстрированы перспективы формирования общеучебных умений проводить анкетирование и осуществлять поиск информации в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся 6 классов во внеклассной работе по русскому языку.

Виноградова Е. М. Образный строй рассказа И. А. Бунина "Снежный бык" // Русский язык в школе. - 2020. - Т. 81, № 6. - С. 63-73, 3-я с. обл.

Филологический анализ рассказа Ивана Алексеевича Бунина "Снежный бык", раскрывающий многоуровневый характер содержания произведения.

Грязнова А. Т. Признаки и функции концепт-символа "Комета" в одноименном стихотворении Александра Блока // Русский язык в школе. - 2020. - Т. 81, № 6. - С. 74-82.

Обосновывается целесообразность включения в терминосистемулингвопоэтики понятия концепт-символ, эвристический потенциал которого подтверждается путем анализа стихотворения Александра Блока "Комета". Важным признаком концепт-символа, установленным с помощью методов этимологического, лексического, полевого, контекстологического и концептуального анализа, является способность формировать концептуальное поле, не только обладающее текстообразующим потенциалом, но и тесно связанное с идеей художественного произведения.

Демидова Н. И. Научно-методическое наследие профессора Г. Н. Приступы // Русский язык в школе. - 2020. - Т. 81, № 6. - С. 42-47 : табл.

К 100-летию доктора педагогических наук, профессора Григория Наумовича Приступы, который внес значительный вклад в методику обучения русскому языку, в частности осмысление им вопросов типологии и эффективности уроков русского языка, систематизации упражнений, единого речевого режима в школе, культуры речи учителя.

Зеленин А. В. От сидидомцев до коронапофигистов // Русский язык в школе. - 2020. - Т. 81, № 6. - С. 97-106.

Рассматривается новейший лексический материал, связанный с коронавирусной пандемией. Собран материал – наименования лиц (около 90 неолексем), зафиксированные в электронных массмедиа и составляющие значительную часть всего корпуса коронавирусных инноваций в русском языке, – более 600 единиц.

Кузницина Е. С. Продуктивные способы словопроизводства рекламных онимов // Русский язык в школе. - 2020. - Т. 81, № 6. - С. 83-89.

Анализ базовых констант рекламного текста – рекламных онимов – с точки зрения словообразовательных процессов и выявление наиболее продуктивных способов словопроизводства в рекламном нейминге.

Острикова Т. А. Хронология журналов "Родной язык в школе" // Русский язык в школе. - 2020. - Т. 81, № 6. - С. 107-111.

Систематизированы сведения о статусе журналов "Родной язык в школе", "Русский язык в школе", "Русский язык в школе и дома", о смене их наименований, периодичности, количестве выпусков и редакторах, которые работали и/или работают над этими профессиональными журналами для учителей-словесников вот уже более 105 лет.

Тематический указатель статей,опубликованных в журнале "Русский язык в школе" в 2020 году // Русский язык в школе. - 2020. - Т. 81, № 6. - С. 112-114.

Перечень статей, опубликованных в журнале "Русский язык в школе" в 2020 году. Информация сгруппирована по рубрикам журнала.

УЧИТЕЛЮ  НАЧАЛЬНЫХ  КЛАССОВ

Авшенюк С. В. Работа с текстом на уроке русского языка во втором классе // Начальное образование. - 2020. - № 3. - С. 43-46.

В статье раскрывается опыт учителя по организации текстовой деятельности учащихся вторых классов на уроках русского языка.

Артюхова И. С. Формирование функциональной грамотности младших школьников в сфере здорового и безопасного образа жизни // Начальное образование. - 2020. - № 3. - С. 15-18.

В статье рассматриваются основные принципы и специфика организации деятельности учителя начальной школы.

Виноградова Н. Ф. Ах, как много на свете кошек... // Начальное образование. - 2020. - № 3. - С. 51-52.

В статье приведены результаты использования материалов различных книг, обогащающих детей знаниями.

Виноградова Н. Ф. Освоение навыков смыслового чтения как результат обучения младших школьников // Начальное образование. - 2020. - № 3. - С. 3-9.

В статье дается характеристика смыслового чтения, рассматриваемого в качестве основного компонента коммуникативной функциональной грамотности, овладение которой включает как предметные, так и метапредметные результаты обучения младших школьников.

Виноградова Н. Ф. Стратегическая задача повышения профессионального мастерства учителя начальной школы в свете реализации ФГОС НОО // Начальное образование. - 2020. - № 2. - С. 4-9.

В статье обсуждаются вопросы, связанные с повышением уровня профессиональных компетенций учителя начальной школы.

Картвелишвили Н. Преемственность дошкольного и начального школьного образования (к постановке проблемы) // Начальное образование. - 2020. - № 3. - С. 10-14.

В статье исследуется проблема, связанная с обеспечением преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием.

Креславская Т. А. Становление читательской деятельности и творческое развитие младших школьников на основе метода дискретного чтения // Начальное образование. - 2020. - № 2. - С. 10-13.

В статье рассматривается метод дискретного чтения на уроках литературного чтения в начальной школе как эффективное средство формирования читательской деятельности, умений анализировать изложенную в текстах информацию, развития творческих способностей детей.

Куприна Л. Е. Дидактические игры в начальной школе: от создания к применению на уроках окружающего мира / Л. Е. Куприна, Ю. В. Бессонова, А. А. Носова // Начальное образование. - 2020. - № 2. - С. 38-43.

В статье обоснована значимость дидактических игр как метода обучения в начальной школе.

Маркитанова Р. М. Дифференцированный подход при обучении детей с особыми образовательными потребностями // Начальное образование. - 2020. - № 3. - С. 30-36.

В статье рассматривается актуальная для современной системы образования вопрос проведения коррекционно-педагогической работы с разными группами учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, которая возникла в связи с реализацией адаптированных образовательных программ в условиях образовательных организаций обычного типа.

Морева О. Л. Периодизация детской изобразительной деятельности // Начальное образование. - 2020. - № 2. - С. 48-52.

В статье рассматриваются изменения, происходящие в рисунках детей по мере их взросления.

Мостова О. Н. Исследование индивидуальных достижений первоклассников в процессе воспитания у них гражданских качеств // Начальное образование. - 2020. - № 2. - С. 19-26.

В статье сравниваются различные подходы к формированию орфографической грамотности младших школьников.

Олейник О. В. Использование метода проектов при освоении учащимися вторых-четвёртых классов программы по русскому языку // Начальное образование. - 2020. - № 2. - С. 31-37.

В статье раскрывается опыт использования проектной деятельности младших школьников в процессе формирования у них осознанной грамотности при изучении русского языка.

Севостьянов А. И. Обучение младших школьников смысловому обучению // Начальное образование. - 2020. - № 2. - С. 44-47.

В статье обсуждается вопрос становления читательской грамотности у младших школьников.

Тимофеева Л. Л. Овладение методами познания природных явлений как важная составляющая естественно-научной функциональной грамотности младшего школьника // Начальное образование. - 2020. - № 3. - С. 24-29.

В статье рассматриваются особенности построения процесса ознакомления младших школьников с научными методами познания (наблюдения, опыт) и их применение для получения новых знаний, решения учебно-практических и учебно-познавательных задач.

Чирков И. А. Социализация младших школьников с особенностями развития // Начальное образование. - 2020. - № 3. - С. 37-42.

В статье рассматривается проблема социализации учащихся начальной школы с синдромом дефицита внимания и гиперактивности и расстройствами аутистического спектра.

Чиркова Н. И. Использование аналогии в процессе преподавания математики в начальных классах // Начальное образование. - 2020. - № 3. - С. 9-23.

В статье рассматриваются возможности применения аналогии как метода познания младшими школьниками математических явлений и объектов и одновременно метода обучения.

ШКОЛЬНОМУ  БИБЛИОТЕКАРЮ

Еговкина Н. В. Методическое сопровождение работы школьных библиотек - важный фактор их инновационного развития // Школьная библиотека. - 2020. - № 4. - С. 4-10 : 1 фот., 8 табл.

Старший методист МАУ "МЦРО Сарапульского района" Н. В. Еговкина дает рекомендации по методическому сопровождению образовательного процесса школьными библиотеками.

Зекунова А. В. О себе... Моя биография // Школьная библиотека. - 2020. - № 4. - С. 54-59 : 9 фот.

Об истории Кореневской школьной библиотеки Курской области.

Кузнецова Н. В. Анализ работы школьной библиотеки // Школьная библиотека. - 2020. - № 4. - С. 37-39 : 1 фот., 6 табл.

О работе библиотечно-информационного центра МБОУ "Центр образования № 22 "Лицей искусств".

Лукьянова В. Виват, читающие семьи! Из опыта работы клуба друзей книги "Почемучка" Гомельской областной универсальной библиотеки им. В. И. Ленина // Библиотека предлагает. - 2020. -№ 1. - С. 85-105 : фот.

Отражен опыт работы клуба друзей книги "Почемучка" Гомельской областной универсальной библиотеки им. В. И. Ленина по организации библиотечных мероприятий, направленных на привлечение детей к чтению.

Макаренко С. Ф. Современная школьная библиотека для поколения Z: успешные практики продвижения чтения / С. Ф. Макаренко, Н. С. Агеева // Школьная библиотека. - 2020. - № 4. - С. 19-22 : 7 фот.

Об интересных формах приобщения детей к чтению.

Макарова И. Н. Практика организации профессионального конкурса для школьных библиотекарей // Школьная библиотека. - 2020. - № 4. - С. 51-53 : 1 фот.

О повышении квалификации школьных библиотекарей через участие в профессиональных конкурсах.

Мельченко Е. И. Большая игра продолжается. Мы - правнуки Победы. Танкисты: военно-патриотический квиз // Библиотека предлагает. - 2020. - № 1. - С. 65-84 : фот.

Организация квизов на военно-патриотическую тему, в частности, к 75-летию Победы.

Олейник А. Искусство книги. Художники-иллюстраторы детских книг // Библиотека предлагает. - 2020. -№ 1. - С. 19-34 : фот.

Конспект библиотечного мероприятия об известных художниках-иллюстраторах детской литературы.

Письмо номера // Школьная библиотека. - 2020. - № 4. - С. 1.

Открытое письмо редакции "Школьной библиотеки" к библиотекарям страны и читателям журнала.

Решетникова О. А. Формат деятельности библиотечно-информационного центра в образовательной среде // Школьная библиотека. - 2020. - № 4. - С. 23-30 : 12 фот.

О том, как библиотечно-информационный центр встраивается в образовательный процесс школы.

Сукиасян Э. Р. Развитие ББК - процесс постоянный // Школьная библиотека. - 2020. - № 4. - С. 40-42 : 1 фот.

О нововведениях в библиотечно-библиографическую классификацию.

 

                                                               Составитель: вед. библиотекарь Матвеева Т. Ю.

 

* - документы devisu просмотрены

 

Наш адрес:

624130, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13

МБУК «Публичная библиотека» Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

телефон: (34370) 9-05-80

e-mail: mba@novotec.ru

Web-сайт: http://www.publiclibrary

 


В избранное