Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Учимся выступать публично

  Все выпуски  

Учимся выступать публично


Информационный Канал Subscribe.Ru

УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО

  написать автору | новости | статьи | календарь | архив | отзывы | клиенты
 


ТРЕНИНГИ И СЕМИНАРЫ В АВГУСТЕ
(в исполнении автора рассылки)


7-9 ТАШКЕНТ
Практика PR человеческим языком
(998 71) 138-58-43

12-13 ВЛАДИВОСТОК
Практика PR человеческим языком
wega@inbox.ru
(4232) 209568

15-16 ВЛАДИВОСТОК
Как с успехом выступать публично
wega@inbox.ru
(4232) 209568

19-20 ХАБАРОВСК
Практика PR человеческим языком
volga-nn@pop.redcom.ru
(4212) 310326


ПРИВЕТСТВУЕМ КИЕВ

Поприветствуем нашего партнера в Киеве Татьяну Сытник, у которой можно приобрести видеокурс автора рассылки «Учимся выступать публично». Подробнее о фильме можно узнать здесь.
А координаты Татьяны следующие
(044) 5191677
(067) 912 8474
TNSitnik@ln.ua


КАК ОБРЕСТИ ГОЛОС В МОСКВЕ

2-4 августа в Москве пройдет уникальный тренинг Владимира Багрунова по постановке голоса. Я сам прошел его и поражен результатами. Как и десятки моих учеников. Короче, от души рекомендую. Сайт автора тренинга http://bagratid.com. Адрес voice@bagratid.com. Тренинг пройдет на площадке Центра Александра Свияша «Разумный путь». Телефон (095) 350 3090.


БЫЛОЕ

25 июля на берегу Балтийского моря в Светлогорске, что под Калининградом, Радислав Гандапас провел тренинг "ХАРИЗМА. Трудно ли быть богом" для руководителей высшего звена Альфа-банка.


КАК ВЫБРАТЬ МЕСТО ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ

Вопрос, которому традиционно не придают особого значения, но который может существенно повлиять не только на ваше состояние, но на успех всего выступления. Во-первых, выбор места, с которого вы начнете выступление, может быть продиктован тем, что происходило до вас. Если перед вами выступал бездарный оратор, который только утомил и разозлил публику, - постарайтесь встать как можно дальше от того места, с которого он совершал циничную пытку. Только знайте меру. Я понимаю, что для вас лучше бы встать где-нибудь на улице. Дальше и придумать сложно. Если же до вас выступал читатель нашей рассылки и выступление его, как и положено, было блестящим, публика не хотела отпускать его, то, выйдя на сцену, займите именно то место, с которого выступал он. Далее перед вами стоит задача затмить его. Горькие рыдания предшественника, слышные в минуты пауз, будут ясным свидетельством, что вам это удалось. Проследите, чтобы за вами не было открытых дверей, окон, незаполненного пространства. Инстинкт самосохранения очень не любит, когда сохраняется потенциальная возможность нападения на вас сзади. В диалоге этого инстинкта с ангелом хранителем и страховой компанией, он всегда берет верх. Дверь закройте, окно занавесьте, закройте занавес. По тем же причинам невероятно сложно выступать, если за спиной у вас президиум. Видимо, инстинкт самосохранения не слишком хорошего мнения о ваших навыках публичных выступлений, если предполагает, что председательствующий может выстрелить вам в спину. Лучше стойте несколько сбоку, чтобы боковым зрением видеть, что делают сидящие в президиуме. Я серьезно.


НАШ ЭПИСТОЛЯРИЙ

Одна из моих университетских преподавательниц утверждает, что полтора часа - это очень много, поэтому через 40 минут надо делать "развлекательный" перерыв, обращаясь к аудитории, заставляя её отвечать на вопросы и т.д. Это, действительно, так? Астена

Астена, Ваша наставница права. Но лишь отчасти. Еще Достоевский в романе "Бесы" отмечал: "Разве можно продержать на одной статье такую публику, как наша, целый час? Вообще я сделал замечание, что будь разгений, но в публичном легком литературном чтении нельзя занимать собою публику более двадцати минут безнаказанно". Это в литературном, а в остальных, так и подавно. Наблюдения Достоевского имеют и научную базу. Цикл внимания человека, действительно, составляет 20 минут. После этого, каким бы захватывающим ни было Выше выступление, внимание заметно ослабевает. Что делать? Первый вариант - планируя выступление подгонять его под двадцатиминутный регламент. Вариант второй (если раскрыть тему за 20 минут невозможно) - каждые двадцать минут менять характер взаимодействия с аудиторией. Тут Ваша старшая коллега снова права. Кстати, Вы не задумывались, почему школьный урок длится 45 минут? Педагоги знают: 2 минуты приветствие и наведение подобия дисциплины + 20 минут на проверку домашнего задания + 20 минут на объяснение нового материала выжившим + 3 минуты задать домашнее задание, попрощаться и выскользнуть из класса. Заметьте, два цикла принципиально разнятся по характеру взаимодействия. Если в первом цикле активная сторона - ученики, то во втором - учитель. Это, по сути, два разных урока, объединенных в один.


Если ответ положительный, то что делать с аудиторией свыше 20 человек? С небольшой группой можно поговорить. А что делать с курсом?!

До недавнего времени я думал, что в интерактивном тренинговом режиме можно работать только с группой до 20 человек. Мой опыт работы с группой в 57 человек летом прошлого года в Ялте я бы не назвал удачным. Однако, этот опыт не прошел даром. Недавно мне пришлось провести сразу несколько тренингов (именно тренингов, а не семинаров!) с аудиторией, превышающей 50 человек. Выяснилось, что просто нужно сменить методику работы. Вы не можете работать с каждым. Но Вы можете работать с любым. Вы не можете вовлечь каждого, но Вы можете вовлечь любого. Неожиданно. Задавая вопрос, вы сохраняете зрительный контакт со всей аудиторией и внезапно предлагаете ответить на него человеку, на которого скользнул Ваш взгляд. Это может быть случайная жертва, или тот, кто именно в этот момент зазевался. Только эта акция не должна быть актом возмездия за невнимательность. Будьте доброжелательны. Если видите, что у участника эта ситуация вызывает дискомфорт, сразу, не привлекая к нему внимания, переадресуйте этот вопрос тому, в чьих глазах Вы видите готовность и желание ответить. Когда аудитория поймет спонтанность Вашего выбора (а значит потенциальную возможность быть вовлеченным), внимание к происходящему заметно возрастет. Но повторю, подобное поведение с Вашей стороны не должно носить характер противостояния. Вы просто, как бы, бросаете мячик в зал. При этом хитрите и обманываете, как бы глядя в одну сторону, а бросая в другую. Это такая веселая игра, которую очень любят дети. Взрослые - те же дети. Играйте с ними и получится. Независимо от их численности.


Допустим, можно рассказать им что-нибудь интересное, может быть даже смешное, но как потом их "собрать"?

Если станете снова говорить Вы - характер взаимодействия не меняется. Меняется только тема. Возможно, это не позволит Вам запустить новый цикл внимания. Поэтому гораздо лучше перейти к ответам на вопросы Ваших студентов. Вы можете предложить им привести примеры, рассказать что-нибудь, связанное с рассматриваемой темой (хоть анекдот). Впрочем, рассказ может быть и совсем не по теме. Этот этап не обязательно должен длиться 20 минут, можно гораздо меньше. Но когда Вы вернетесь к основной теме, внимание снова будет достаточно острым. Это работает безотказно. Когда я провожу тренинги, мне приходится работать с аудиторией 8 часов подряд в изнуряющем (для участников) режиме. При этом ценность и концентрация информации очень высоки и даже незначительная потеря внимания одним из участников может привести к существенным потерям. Безусловно, это не единственный прием удержания внимания, который я использую, но он является основным. Даже не глядя на часы я чувствую, что 20- минутный цикл внимания на излете и следует сменить характер взаимодействия. Участники тренингов могут рассказать, как это происходит. Впрочем, многие этого даже не замечают. Они просто чувствуют, что 8 часов пролетели быстро, как на одном дыхании и с удивлением констатируют, что ни разу не поплыли в сон, что часто бывает на лекциях и семинарах даже меньшей продолжительности. В качестве дополнительного приема предлагаю Вам активно использовать прием "Вовлечение", уже описанный в рассылке (см. архив).


С удовольствием читаю вашу рассылку, и вот созрел вопрос. В ходе деятельности нашей организации мы проводим семинары для руководителей и бухгалтеров и всегда открывая семинар, говорим о нашей фирме. Говорим одно и тоже, но это необходимо, чтобы совершить первую продажу нашей фирмы клиенту. Да и заканчиваем одинаково, меняем только слайды! Приемлемо ли поменять начало на что-нибудь другое или лучше не изменять традициям?

Если публика одна и та же, то, повторяя слово в слово уже сказанное на предыдущих встречах, вы снижаете порог чувствительности к информации. Когда в третий (или двадцать третий) раз аудитория услышит те же слова, которыми Вы начинали и предыдущие выступления, внимание тут же выключится до появления новой информации. Не будем также забывать, что сообщаемое вами выглядит, скорее всего, как реклама. А это вызывает защитную реакцию в виде сопротивления. Что может даже вылиться в агрессивное поведение в самый неожиданный момент.

Мы уже говорили о том, что выступающий вступает с аудиторией в своеобразную интимную связь, в которой выступает с позиции мужчины (независимо от своего биологического пола), а аудитория с позиции женщины. Поэтому, чтобы заинтересовать аудиторию, нужно в начале говорить не о себе, а о ком? О ком лучше говорить с женщиной, чтобы она проявила к вам интерес? Конечно, о ней, красивой и неповторимой. Так и с публикой. Я понимаю, что деловая презентация имеет ряд ограничений. И говорить о цвете помады бухгалтера из третьего ряда вряд ли уместно. Тогда во вступительной части просто сместите акцент с рассказа о вашей прекрасной компании на то, какие выгоды (в том числе моральные) даст присутствующим взаимодействие с вами. При этом нужно учитывать, что вхождение в контакт всегда проходит на личностно- эмоциональном плане (основная часть презентации - на предметно-логическом), а значит, обязательно нужно задействовать эмоции и эго сидящих в зале.


Недавно у нас в институте прочитала несколько лекций какая-то профессорша филологии из Великобритании. Мы все ожидали важную тётю типа Маргарет Тетчер, а пришла такая парень-рубаха (хотя и в возрасте под 50). Т.к. мы ещё недостаточно выучили язык, чтобы с серьёзным видом вникать во французские заимствования в английский язык в период Средневековья, то просто, не обращая внимания на смысл сказанного, оценивали манеру речи и поведения профессорши. Она держалась достаточно естественно в соответствии с её имиджем, подставкой для бумаг не пользовалась, в записи заглядывала, только когда надо было записать пример на доске. В общем, на лекции в аудитории царила тишина и всё внимание было приковано к ней (не в пример с другими лекциями), несмотря на то, что мы мало что понимали. Но что меня окончательно поразило, так это то, что по окончании лекции, когда наша ректор, которая тоже на ней присутствовала, решила вкратце пересказать нам смысл самой лекции, профессорша с самым независимым видом уселась на стол. В общем, она всех очаровала. Это в Англии они там все такие непосредственные или это всё-таки от конкретного человека зависит?

То явление, которое Вы описываете, вытекает из целого набора причин. Конечно, многое зависит от конкретного человека, его внутренней раскованности, коммуникативных навыков и потенциала, просто от владения технологиями работы с аудиторией и опыта. Я не знаком со всеми англичанами и не могу поручиться за всех, но раскованность (во всяком случае, предъявляемая) в общем и целом им свойственна в большей степени вопреки мифу о чопорности, которая скорее является ритуалом для незначительной части населения. Такая раскованность в противовес нашей "скованности" обусловлена определенными культурными традициями. Объективно и то и другое не являются ни плохими, ни хорошими. Просто их "раскованность" для нас заметна, ибо эталонное поведение наших преподов очень уж не похоже на их стиль. Кстати, иностранцы (в особенности из США), не понимая этого, после краткой поездки к нам увозят впечатление, что русские - нелюдимые, озлобленные люди. Они это объясняют нашей неулыбчивостью и настороженной реакцией на хлопки по плечу и поросячий восторг интуриста от встречи с нами. Мы не улыбаемся без повода, а чтобы вытащить из нас улыбку перед объективом фотокамеры, даже всемирносрабатывающий ЧИ-И-И-З пробуксовывает. Единственный способ - в момент, когда все серьезно уставились в объектив, громко и серьезно сказать "жопа". Потом все удивляются, почему на групповых снимках участники моих тренингов всегда так улыбаются, как ни на каких других. Дарю секрет. А англичане и чизом сыты бывают. Вот в чем суть. Кстати, бездарных учителей, тренеров и лекторов я и среди англичан повидал. Не обобщайте. Но стиль, действительно, отличается. Многие из них, будто рассылку нашу читали. Все очень активно используют. Впрочем, у них тема публичных выступлений гораздо больше востребована. Тренинги по презентейшн скиллз у них проходят все, кому надо и не надо. Они осознают, что для руководителя, большая часть работы которого - говорение с людьми, эти навыки являются одними из определяющих для карьеры. Поэтому раскованно и эффективно выступать их учат уже в детстве. Дискуссионные клубы есть почти в каждом учебном заведении. Детей учат отстаивать свою точку зрения, используя приемы риторики. Да и знаменитый Гайд-Парк, где любой желающий может стать оратором, если сумеет заинтересовать аудиторию, только прибавляет имиджа технологиям публичных выступлений, как таковых. В течение долгого времени нашей государственной системе было невыгодно готовить блестящих ораторов. Они могли стать глашатаями оппозиции. А обострения никто не хотел. Поэтому даже в педагогических и юридических вузах предмет "Риторика" сводился к басням о камушках во рту и сложным логическим выкладкам, которые никак не могли быть использованы на практике. О развитии же навыка публичных выступлений у студентов никто не заботился. Впрочем, по инерции, не заботится и теперь. Поэтому, наверное, народу на моих тренингах не убывает. И даже наоборот. И рассылка набирает читателей день ото дня. Грустно и радостно одновременно.

Желаю Вам тоже производить такое впечатление на аудиторию, чтобы о Вас писали письма!

Ваш Радислав Гандапас






Веб-дизайн: Светлана Казьмина
http://www.gazetabo.da.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное