Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Учимся выступать публично

  Все выпуски  

Учимся выступать публично


Информационный Канал Subscribe.Ru

УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО

  написать автору | новости | статьи | календарь | отзывы | клиенты
 


СЕГОДНЯ В ВЫПУСКЕ

· как поступить в ситуации, которой не было
· как отвечать на вопросы, которых нет
· как подключить воображение, если приходится делать это водиночку
· как показать конец
· варианты сидячих поз с применением стола
· снова вопрос о том, что делать, если не владеешь языком
· и не только…



Должен предупредить вас, что в этом выпуске, как и в других, встречаются вопросы и ответы, не относящиеся к теме рассылки. Я хотел бы попросить всех, кто занес руку над клавиатурой, чтобы задать мне вопрос, внимательно прочитать название в первой строке. Автор наивно претендует только на то, чтобы стать Мастером в ЭТОЙ области. В проблемах же, как соблазнить мужика, как отказать влюбленному и так далее, я бы следовать его советам поостерегся бы. Смотрите, я предупредил!

ПОЕХАЛИ

Сначала опишу ситуацию, которой не было. Собирается толпа по какому-нибудь торжественному поводу. Меня приглашают просто поприсутствовать. То есть, никакой торжественной формы одежды нет, но для поприсутствовать и так сойдет. И вдруг в своей речи один из выступающих упомянул меня и пригласил на сцену сказать пару слов. В принципе еще можно сделать вид, что меня в зале нет и куда-нибудь скрыться. А можно выйти и сказать что-то, но своим видом, при этом, буду сильно контрастировать с остальными. Вы как-то говорили, что успех выступления больше зависит от того, как выглядит оратор, чем от того, что он говорит. Вопрос вот в чем – если выступать приходится совершенно неожиданно, я могу подготовиться морально, но не смогу физически; что хуже, испортить впечатление своим внешним видом или своим отказом выступить?

Ситуация из серии «из двух зол». Понятно, что сбежать из зала комичнее. Тут я вспоминаю мое участие в крупной международной конференции на заре перестройки. Понаехала тьма иностранцев. Все проходило в фешенебельном отеле с пафосом и при поддержке госадминистрации. Белые рубашки, галстуки, президиум, красные гвоздики, все такое. Нужно ли говорить, что все были при параде. Шок наступил тогда, когда объявили тогдашнего ректора Киевского Университета Николая Жулинского. Он вышел на сцену в белом спортивном костюме и без бумажки. Его выступление сразу вызвало интерес уже по этому факту. При этом важно, что он не стал жеманиться и извиняться за внешний вид (хотя приехал на конференцию с трапа самолета). Он выступил уверенно, а все присутствующие почувствовали неловкость за то, что сидят в таком нелепом виде. Ничего, теперь он – министр. Главный редактор журнала «Техника молодежи» говорил на эту тему: «можете есть и в самом дорогом ресторане руками. Это будет выглядеть естественно до тех пор, пока вы не сделаете извиняющегося выражения лица». Все понятно?

Другой интересный момент связан с вопросами. Я разрешаю и, более того, поощряю учащихся к тому, чтобы задавать вопросы немедленно, как только они возникают. Так вот, если группа больше 6-7 человек, практически всегда попадается один человек, который задает вопросы не потому, что ему что-то не понятно, а для того, чтобы показать, какой он умный. Есть ли какие-нибудь стандартные приемы, чтобы бороться с подобными вопросами?

Бороться ни с кем и никогда не нужно. Можно выполнить задачу и без кровопролития. По большому счету, наука отвечать на вопросы – большая тема. Это занимает значительную часть тренинга «Как с успехом выступать публично» второго уровня. Это важно и на пресс-конференциях, и на брифингах, и на переговорах, и в семейном конфликте. В первую очередь следует выяснить, что движет человеком, задающим вопрос. В Вашем случае я предполагаю желание обратить на себя внимание. Дайте голодному хлеб, а не подносите под видом батона камень, в соответствии с библейской притчей. Насытьте его в один прием. Укажите на него собравшимся и похвалите за глубокий вопрос. Отметьте недюжинные интеллектуальные качества вопрошающего. Попросите его встать и показаться всем собравшимся. Приведите его как пример любознательности и пытливости ума. Остальное на Ваше усмотрение. Сделайте это без иронии и перегибания палки. Уверен, этот товарищ удовлетворится надолго. Однажды я имел удовольствие наблюдать, как отвечает на вопросы известный психолог и коуч Леонид Кроль. Когда одна из присутствующих задала вопрос из серии тех, о которых Вы говорите, он «ответил» примерно следующее: «Давайте обратим внимание на девушку, задавшую этот вопрос. В ее годы проявлять подобный интерес к этой глубокой теме – более, чем похвально. Я рад, что имею возможность выступать перед такими людьми!». Затем он обратился к вопрошавшей: «Я ответил на Ваш вопрос?». «Да, - сказала она, - спасибо!». Вот так!

По поводу презентаций по радио - могу сказать, что я почему-то всегда волнуюсь. Может быть причина тому - непривычность, а может быть - отсутствие человека, к которому можно обращаться.

А воображение на что? Представляйте себе слушателей, сидящих у приемников - это используют даже профессионалы. Как при общении с человеком (не влюбленным) дать понять, что разговору конец (особенно по телефону), или вообще как не идти на контакт?

Не идти на контакт очень просто – не идти и все. Или я не так понял вопрос? А показать, что разговору конец можно просто. Для этого есть масса фраз, вроде «Ну что ж…», «Ну хорошо…», «Передавай привет своим», «ОК!». Все это поизносится с соответствующей интонацией и после делается пауза, чтобы контрагент смог сделать вид, что инициатор прекращения разговора – он сам. Вообще-то, по этикету, первым прощается позвонивший. Если звоните Вы, то можете прерывать разговор без лишних церемоний. При личном контакте можете использовать хитрый прием через моторику. Делаете резкое движение корпусом вперед. Затем берете со стола ручку, или хлопаете себя по коленям. Сидящий напротив рефлекторно привстает и протягивает руку для прощания. Тут Вы делает удивленное лицо, дескать: «Уже уходите?». Прием работает в 9 случаях из 10. Остальные – клиника. Если человек на это не реагирует, вызывайте неотложку.

Поза оратора - только в стоячем положении, а если в сидячем, то как быть?

То же самое: спинка прямая, носки на расстоянии 20-25 см, носки в стороны, одна нога чуть вперед, подбородок приподнят, взгляд спокойный, но наглый. Все то же самое.

И есть ли какие-нибудь чисто экзаменационные штучки, которые использует экзаменатор и которые можно использовать студенту? Чтобы сразу экзаменатор понял, что мне надо поставить отлично?

Есть такая хитрая штучка, называется «хорошо выучить предмет». Работает на 100%.

У меня сейчас сессия, и через несколько дней надо сдавать географию преподавателю, который при первой сдаче "валит" практически всех, но не из вредности - не каверзными вопросами, а напором: задаёт один вопрос, но только начинаешь отвечать, как он задаёт уже следующий. И так всё время, ни разу ни кого не дослушав. Просить "притормозить" бесполезно - на лекциях пробовали, не помогает. Можно ли с этим бороться - перехватить инициативу, но так, чтобы препод не разозлился и не начал "валить" со злости?

Здесь безотказно работает метод «Дикобраз», но я уже говорил, что вне тренинга его не даю из соображений гуманизма. Попробуйте хотя бы на каждый его дополнительный вопрос уважительно отвечать: «А можно мне закончить ответ?»

Est' tut eshe odna spetsificheskaja problema, kotoroj vy ne kasalis': tezisy vystuplenija. Est' massa sluchaev, kogda bez nih ne obojtis' (v chastnosti, kogda vremja na podgotovku doklada ogranicheno). V ideale nalichie takih tezisov dlja auditorii dolzhno byt' nezametno. Problema v tom, chto esli tezisy napisany po-russki, ih mozhno "shvatit'" skol'znuv vzgljadom, no eto inogda sbivaet temp izlozhenija (nado dlja sebja perevesti na jazyk doklada). Esli zhe pisat' tezisy na nerodnom jazyke, po nim uzhe tak legko ne skol'znesh'.

Тезисы лучше готовить не в письменном виде, а в пиктограммах – специфических рисунках, которые будут вам напоминанием о следующем пункте выступления. Пиктограмма более емкая вещь, чем слово и снимает проблему языка. Листок с пиктограммами можно разместить в любом месте, где он не будет бросаться в глаза аудитории, но будет хорошо виден вам. Для того, чтобы заглянуть в него, нужно очень мало времени, а информация вступает в ассоциативную связь с тем материалом, который вы готовили моментально.

Иногда приходится принимать участие в различных совещаниях и обсуждениях где все сидят за одним большим столом. Какую позу Вы посоветуете выбрать в этом случае.

Я уже говорил, что публичное выступление во многом похоже на секс. Позу лучше менять, чтобы получили удовольствие обе стороны. И выбирать ее нужно по ситуации. В зависимости от того, хотите ли Вы продвинуть свою позицию, или выслушать позицию контрагентов. От того, какого мнения Вы придерживаетесь по поводу излагаемого мнения. Хотите ли Вы обнаружить свою точку зрения сразу, или оставить ее до поры в тени. Передо мной стоит сложная задача, мне очень трудно показать эти позы по интернету. Если сделаю видеоверсию тренинга – сможете посмотреть.

Проблема еще в том, что обычно говорят несколько человек разного положения и очередности не наблюдается. Как вести себя в этих случаях (в смысле вклинится так чтобы не перекрикивать и не обрывать на полуслове)

Лучше с самого начала настоять на том, чтобы был оговорен регламент совещания. Вообще должен быть избран (или назначен) председательствующий, который управляет ходом дискуссии. Напроситесь сами на эту роль. При этом нужно жестко пресекать попытки нарушить регламент. Если совещание протекает в режиме мозгового штурма - тут одна технология, если нет - другая. Но ведущий должен управлять и темпом обсуждения и порядком. С самого начала (кроме регламента) должна быть достигнута договоренность о том, что будет обсуждаться и каким должен быть результат обсуждения. Это тема отдельного тренинга по проведению совещаний и изложить в двух словах этот материал невозможно. Примените пока это, сделаете - задавайте новые вопросы.

Ваш Радислав Гандапас
radislavgandapas@mtu-net.ru
http://www.radislavgandapas.com



Веб-дизайн: Казьмина Светлана
http://www.gazetabo.da.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное