Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Музыка в школе

  Все выпуски  

Л. Бетховен. "Лунная" соната (продолжение)


 
Музыка в школе 

9

2010-04-29

Здравствуйте!

С Вами снова я - Ирина Тихонова.

В этом выпуске рассылки я продолжу публикацию конспекта урока по теме: "Отвечает ли музыка «Лунной сонаты» Л. Бетховена душевным порывам молодёжи ХХI века?" Начало смотрите в архиве рассылки "Музыка в школе" здесь>>>

Если у Вас возникнут вопросы или дополнения, пожелания, то пишите мне. Корректировки в данный материал я буду вносить уже на сайте "Музыка и Я" здесь>>>

Бетховен об исполнении 1 части: "требует деликатнейшего исполнения" (даже у профессионала не получается)

Лист о 2 части: "Цветок между двумя безднами"

А. А. Альшванг "Бетховен"
"Слушатель словно вступает в зачарованный мир мечты и воспоминаний одинокого человека."

1 часть - "Ноктюрн ХIХ века"

2 часть - см. Программу (стр. 140)
- 2 образа? (женственный и мужественный, но без накала и всё просто)

3 часть - финал написан в богатой сонатной форме - центр произведения.
Разыгрывается драма, проносится вихрь жалобных, грозных тем.
Чувствуем мир взволнованной и потрясённой человеческой души.

Альшванг: "Лунная соната впервые в мировой истории музыки даёт столь редкий по целостности образ душевного мира художника"
И в тоже время выходит за рамки чисто личного. Любовное - только повод для создания.

3 часть - какие средства выразительности помогают создать драматический образ?

"Лунную сонату" сравнить с "Эгмонтом" (слушание)
Исторические события и внутренний мир человека, т.е. для творчества Бетховена свойственна многогранность.

Достоевский Ф. М.:"Многое меняется - сердце остаётся одно."
- как ребята понимают эту фразу? Ведь музыка прошлого.

Д. Б. Кабалевский:"Если кто-то проживёт свою жизнь, так и не познав всей красоты и богатства музыки Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Мусоргского, - не станут от этого меньше ни Бах, ни Моцарт, ни Бетховен, ни Шопен, ни Чайковский. Они останутся такими же великими и могучими. А вот тот, кто пройдёт мимо них и не прикоснётся к их искусству, потеряет много, очень много."
- Какие потери имеются в виду? (об огромном духовном опыте человечества)

"Лунная соната" - чувство любви в искусстве, пусть даже трагическая, но человека делает чище и лучше.

"Лунная соната" зв. 16 мин. (исп. Гринберг - плёнка)
(исп. Башкиров) пл. №2 зв. 13м35с

Основная творческая и "человеческая" интонация "через тернии к звёздам, через страдания к радости"

Бетховен "Завещание"
(Связь времён и поколений)
Р. Роллан "Рисуя его, я рисую его племя. Наш век. Нашу мечту. Нас и нашу спутницу с окровавленными ногами - Радость. Не жирную радость отъевшейся у стойла души. Радость испытания, радость труда и борьбы, преодолённого страдания, победы над самим собой..."
(Вспомнить Ю. Фучика "Радость живёт во мне мелодией из Бетховена")

- какая радость звучит в песне, которую разучиваем?
- как надо её исполнить, чтобы была убедительность?
!!! (сравнить с "темой радости" из 9 симфонии Бетховена) - распевание
текст Шиллера "Ода радости" в симфонии №9 (необычно)

текст: "Радость... полная огня
Мы вступаем в твоё светилище.
Люди становятся братьями всюду,
Где веет твоё нежное крыло"

"Только там веет радость, где люди братья" Бетховен
Т. к. цензура потребовала от Шиллера заменить "свободу" на "радость".

Сравнить тему радости с песней.
- что общего? (строгая красота мелодии)
Вспомнить и сравнить хор "Славься" М. И. Глинки.
Общность: характер, интонационность, содержание
В ДУХЕ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Фольклор - народная мудрость.

На сегодня - всё.

Если Вам нравится эта рассылка, я буду Вам очень признательна, если порекомендуете её своим друзьям и коллегам. Спасибо!

С уважением, Ирина Тихонова.

Всегда рада Вам и Вашим письмам!

 

Если Вам нравится эта рассылка, я буду Вам очень признательна, если порекомендуете её своим друзьям и коллегам. Спасибо!

С уважением, Ирина Тихонова.

Всегда рада Вам и Вашим письмам!

автор рассылки Ирина Тихонова

 Сайт "Музыка и Я"

Архив рассылки "Музыка в школе"

Рассылка 'Музыка в школе'


В избранное