Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бесплатная литература по экономике Маркетинг Выпуск 83


Сайт "Дистанционный консалтинг" продолжает рассылку материалов учебного пособия "Маркетинг"

ГЛАВА 29. Некоторые правовые аспекты деятельности предприятия

29. 8. Нарушение конфиденциальности

О нарушении конфиденциальности можно говорить в том случае, если:

  • конфиденциальная информация о коммерческой деятельности вашего предприятия, предназначенная для внутреннего, служебного пользования, становится доступной кому-нибудь со стороны;
  • требование соблюдения конфиденциальности является безусловным и обязательным;
  • имеет место несанкционированное использование или разглашение коммерческой информации в результате нарушения установленных норм секретности.

Иными словами, любая информация, имеющая отношение к патентам, "ноу-хау", бизнес-плану или текущей хозяйственной деятельности вашего предприятия, может считаться конфиденциальной, секретной.

Конфиденциальный характер могут носить конструкторские чертежи и разработки, отчеты о результатах испытаний образцов продукции, различные виды инструкций и т.д., т.е. все то, что позволит Вашим конкурентам получить заметное преимущество за счет экономии денег и времени, необходимых, например, для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ или маркетингового исследования.

29. 9. Меры защиты ваших прав, предусмотренные законодательством России

Защита ваших прав от допущенных нарушений может включать в себя следующее:

  • требование о прекращении действий, нарушающих ваши права или создающих угрозу их нарушения;
  • публикация судебного решения в целях восстановления вашей деловой репутации;
  • возмещение убытков, включая упущенную выгоду;
  • взыскание дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения ваших прав;
  • выплата определенной денежной компенсации (до 50000 минимальных размеров оплаты труда);
  • прочие меры, предусмотренные законодательством России.

За защитой своего права можно обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд, третейский суд, орган дознания, органы предварительного следствия в соответствии с их компетенцией.

29. 10. Развитие конкуренции и борьба с монополизмом

В соответствии с принятым в 1991 г. Законом РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП) России проводит политику, направленную на развитие товарных рынков и конкуренции, а также предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Данный закон определяет организационные и правовые основы борьбы с монополизмом и направлен на создание условий для активного развития товарных рынков. Запрещаются следующие действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, которые могут ограничить конкуренцию и ущемить интересы других хозяйствующих субъектов:

  • изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;
  • навязывание контрагенту (потребителю) условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора;
  • включение в договор дискриминационных условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;
  • согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован;
  • создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;
  • нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования, установление монопольно высоких (низких) цен;
  • сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;
  • необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.

Запрещаются соглашения конкурирующих хозяйствующих субъектов, имеющих или могущих иметь в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов, если такие соглашения ограничивают конкуренцию и направлены на:

  • установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;
  • раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);
  • ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);
  • отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

Если вы собираетесь подписать с кем-нибудь соглашение, тщательно изучите каждый его пункт с точки зрения соответствия существующему в России антимонопольному законодательству. Перечислите те вопросы, которые возникли у вас в связи с изложением основных положений Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и которые вам стоит обсудить с профессиональным юристом.

29. 11. Подведем итоги

В данной главе были рассмотрены различные способы защиты так называемых "интеллектуальных прав".

Для возникновения и осуществления авторского права не требуется специальная регистрация или соблюдение каких-либо формальностей. Оно возникает в силу факта создания какой-либо творческой продукции. В случае необходимости вы имеете право на его защиту в установленном законом порядке. Кроме того, вы должны быть уверены в том, что своими действиями не нарушаете чужих авторских прав.

Другие права (например, на товарный знак) должны быть в обязательном порядке зарегистрированы. После этого они будут надежно защищены на случай их незаконного использования другими людьми.

Вы познакомились также с основными положениями антимонопольного законодательства России, знание которых необходимо для успешного и безопасного развития вашего предприятия.

Всегда следует помнить о том, что, принимая любое ответственное решение и подписывая какой-либо хозяйственный документ, необходимо заручиться соответствующей поддержкой и советом опытного профессионального юриста.

Разобраться в действующем законодательстве непросто, поэтому не пытайтесь все делать в одиночку. Советы профессионалов уберегут вас от множества серьезных неприятностей.

Следующий выпуск рассылки с материалами пособия "Маркетинг" выйдет 22 мая.


В рассылке использованы материалы, разработанные специалистами Московского агентства по развитию предпринимательства.

В нашем агентстве вы можете получить консультации по вопросам регистрации предприятий, ведения бухгалтерского учета, оптимизации налогообложения, права.

Специалисты Московского агентства по развитию предпринимательства готовы оказать вам эффективную помощь, которая будет способствовать устойчивому развитию вашего бизнеса.


В избранное